Урок информатики в 1-м классе на тему: "Свойства предметов: форма"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: развитие логического алгоритмического и системного мышления.

Задачи: обучать классификации (на уровне выделения признака), обучать формальным логическим рассуждениям, воспитывать культуру мышления.

Оборудование: жидкость во флаконе, пустой флакон; счётные палочки у каждого ученика.

Организационный момент, приветствие.

Повторение уже изученного:

(на доске глоссарий)

  • ИНФОРМАЦИЯ
  • ИНФОРМАТИКА
  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ
  • ИНФОРМИРОВАТЬ

Учащиеся объясняют собственное понимание смысла слов, делают вывод: информатика включает в себя все эти слова, т. к. это “наука о свойствах информации, способах её хранения и передачи, преобразования и использования” (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”, 1999).

Проверка домашнего задания: стр. 5 № 8.

- По какому признаку раскладывали предметы в мешки? (По цвету. )

- Что положили в правый (левый) мешок? Почему?

- Что могло не войти ни в один мешок? Почему?

- Бывают ли другие признаки распределения предметов на группы? Какие?

Выход на тему урока(предметная деятельность):

Выложите с помощью счётных палочек на парте фигуры.

1 палочка – треугольник, 2 палочки – квадрат, 3 палочки – пятиугольник.

- Что общего у фигур? Чем они отличаются? (Формой. )

Предъявление темы урока на доске: ФОРМА.

Работа по теме урока: учебник стр. 6.

№ 9 повторение названий фигур, поиск заданных форм в окружающей обстановке – актуализация имеющихся знаний.

№ 10 выявление соответствия по форме.

- Что соединили? Почему? – проговаривание нового знания.

№ 11 самостоятельная работа на установление закономерности (одна форма – один цвет). Проверка с помощью кассы цифр и “ключа” на доске.

1 Форма - Сколько овалов? кругов?
2 Цвет - Сколько треугольников? прямоугольников?
3 Размер - Сколько квадратов?

№ 12 рисование с проговариванием – развитие пространственной ориентации, закрепление материала урока.

№ 13 анализ образцов, сравнение.

Проверка с помощью кассы цифр и “ключа” на доске.

- Что общего? Чем отличаются? Какой признак неизменный?

№ 14

а) самостоятельно, проверка – устно, коллективно;

б) коллективный поиск лишнего с перебором и обсуждением всех вариантов.

Обобщение по изученному материалу: ученики делают вывод, что форма – это свойство предметов, им обладают все тела.

Расширение представлений учащихся о форме предметов. Опыт.

- Какую форму имеет жидкость внутри бутылки? (Форму бутылки. )

- Что произойдёт с формой жидкости, когда перельём жидкость в бутылку иной формы? (Изменит форму. )

Проблемный вопрос: имеет ли жидкость форму? (Высказывания учеников. )

Учитель: тела, не обладающие формой, называют АМОРФНЫМИ ТЕЛАМИ.

- Подчеркните в этой записи те буквы, которые есть в теме нашего урока – ФОРМА.

Итог урока подводят учащиеся: рассказывают, о чём узнали на уроке, какой вид работы заинтересовал, как будут использовать новые знания.

Домашнее задание: найти в окружающей обстановке примеры тел, имеющих форму и не имеющих её.