Урок математики в 1-м классе по теме: "Число и цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести число и цифру 5, разобрать состав числа 5, научить правильно писать цифру 5;
  • познакомить с новой геометрической фигурой – пятиугольником;
  • закрепить навыки счета, взаимосвязь между целым и частями, сложение и вычитание;
  • развивать мыслительные операции – анализ, синтез, классификацию, сравнение, математическую речь, познавательные интересы.

Оборудование: касса цифр, геометрический материал, магнитофон, счетные палочки, образец цифры 5, картинки “на что похожа цифра 5”, карточки с цифрами

Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Я желаю каждому из вас, на уроке совершить открытие.

Математика сложна
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!

2. Устный счет.

  • Посчитайте хором до 20 вперед и обратно (ритмический счет).
  • Сосчитайте от 6 до 15 с пропуском 3 числа.
  • Назовите предыдущее число для 2, 14.
  • Как получить предыдущее число?
  • Назовите последующее число для 5, 14?
  • Как получить последующее число?
  • Какое число стоит между числами 3 и 5, 18 и 20?
  • Какое число стоит справа от 11, слева от 14?
  • Назовите соседей числа 4.

1 2 3 5 6 7 8 9 10

- Какие числа заблудились? Обоснуй.

- Какое число лишнее? Почему?

- Дайте характеристику числа 4.

- Придумайте выражения, значения которых равно 4.

3. Математический диктант. (Работа с кассой цифр).

  • Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала?
  • Найдите разность чисел 3 и 1.
  • Из целого, которое равно 4 вычитаем часть, равную 3. Найдите вторую часть?
  • 2 увеличьте на 1.

ПРОВЕРКА: 4 2 1 3 (один ученик у доски).

- Расположите ответы в порядке возрастания. Назовите их.

- Назовите ответы в порядке убывания.

- Что значит расположить в порядке возрастания? Убывания?

ФИЗМИНУТКА НА ВНИМАНИЕ.

Постановка учебной задачи.

- Прослушайте задачу в стихах.

Задача в стихах (аудизапись)

Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились – подружки
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир,
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставшийся сыр? (5)

- Ребята, кто догадался, какое число пришло к нам в гости?

- Какая тема урока? (Число и цифра 5).

- Сформулируйте цели урока. (Побольше узнать о числе 5, научиться ее писать)

4 Открытие нового знания

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (Демонт. табло с.40)

- На каком месте стоит число 5?

- Назовите предыдущее, последующее.

- Посмотрите на картинку.

- Что обозначает цифра 5? Почему морские звезды?

- Как получить число 5? (Доминошки)

- На что похожа цифра 5? (Магнитофон + картинки)

Весело пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Это фокусник пятерка.
Вы за ней следите зорко?
Кувыркнется раз и два!
Обернется цифрой 2.

- Где в жизни можно встретить число цифру 5?

- Какое интересное число!

Давайте поучимся его писать красиво.

НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 5 (учебник с. 41).

Цифра 5 состоит из 3 элементов, наклонной палочки, полуовала и третий элемент похож на хвостик. Начинаем писать наклонную палочку немного правее верхней стороны клетки, ведем её вниз, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал и сверху пишем верхний элемент – немного вниз и до вершины правого угла.

- Пропишем цифру на ладони, проговаривая шепотом элементы цифры.

Прописать в учебнике, подчеркните самую красивую

ФИЗМИНУТКА (магнитофон)

5. Первичное закрепление

№5 (работа с геометрическим материалом).

- Попробуйте объяснить задание, какое нужно выполнить.

- Что положим в первый мешок? Выложите у себя на парте. Почему именно так подбираем фигуры?

- Сколько всего фигур положили? Итак, 5 – это сколько?

- Что нужно сделать со вторым мешком? Какое выражение запишем?

- Какие фигуры положим в третий мешок?

- Сколько групп выделяется? Почему 3 группы? (В выражении 3 слагаемых.)

- Назовите части и целое в первом выражении. Как найти целое?

ЗНАКОМСТВО С ПЯТИУГОЛЬНИКОМ.

- Возьмите 5 палочек. Попробуйте составить из них геометрическую фигуру.

- Как вы её назовёте? Почему?

№ 1 с. 40

- Какое задание надо выполнить?

(Построить пятиугольник по вершинам)

- С помощью каких инструментов будете делать это?

- Выделите вершины. Каким цветом? Выделите углы.

6 .Самостоятельная работа.

№ 6

- Какое задание надо выполнить?

- Любые числа будем вставлять?

- На что будем смотреть?

Самостоятельно. Взаимопроверка.

- Как называются числа при сложении?

- Как называются числа при вычитании?

7. ИТОГ

- Что нового узнали ?

- Что можете рассказать о числе 5?

- Какие задания показались трудными?

- Какие задания вам понравились?

Вот и закончился наш урок,
Но жажда знаний неистребима,
Так пусть горит в глазах тот огонек,
И будет математика любима.

Самостоятельно оцените свою работу цветовыми сигналами. Зеленый – все хорошо, красный – надо постараться и успех придет.