Внеклассное мероприятие по физике. Тема: "Физика человека"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Форма проведения мероприятия: “круглый стол”.

Подготовительная работа

В мероприятии участвуют все желающие ученики – ребята, которые проявляют интерес как к физике, так и к биологии. Участники добровольно делятся на 5 групп, каждая из которой получает задание по анатомии и физиологии человека: подготовить выступление:

1 группа – Организм человека – единое целое;

2 группа – Опора и движение человека;

3 группа – Газообмен в легких и тканях человека;

4 группа – Пищеварение человека;

5 группа – Кровообращение человека.

(Данное мероприятие осуществляет опережающее обучение; биологию ребята изучают 3 года, но строение и физиологию человека будут изучать в следующем году обучения. Поэтому учащиеся самостоятельно изучают некоторые вопросы биологии.)

Актуальность

Тема мероприятия выбрана не случайно. На мой взгляд, она актуальная. Почему?

Среди естественных наук физика занимает особое место не только потому, что она изучает свойства пространства и времени, фундаментальные взаимодействия, но и потому, что она является основой многих наук, например, биофизики, геофизики. Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой глубокая взаимосвязь физики и других наук ускользает от понимания учащихся. Физика для многих ребят кажется бесполезной для жизни наукой.

Поэтому необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность рассмотрения данной темы.

Мероприятие является благоприятным для мобилизации внимания учащихся, для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Для многих такие мероприятия служат средством привития интереса к физике. Мероприятие целесообразно провести в конце учебного года, когда у учащихся сформированы необходимые физические знания.

Цели:

1) повторить учебный материал;

2) показать учащимся жизненную значимость знаний;

3) развивать умения учащихся применять знания в новой обстановке;

4) развивать умения учащихся видеть в окружающей жизни подтверждение физических законов;

5) показать учащимся взаимосвязь физики и биологии;

6) показать единство законов природы как в неживой, так и в живой природе.

Ход мероприятия

1. Вводные слова (Во вступительном слове учитель отмечает тему, форму проведения и цели мероприятия. Также подводит к выводу, что только “Здоровому все здорово”).

Физика – наука о природе. Человек – неотъемлемая часть природы.

Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезни – непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития, ощущения полноты жизни. Одновременно здоровье населения – это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку учиться, трудится, заниматься спортом и т.д. не зря говорят: “Здоров будешь – всё добудешь”.

Чтобы сохранить здоровье, нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нем.

2. Выступление ребят с сообщениями (После каждого сообщения учитель задает вопросы всем ребятам. Содержание ответов должно быть с точки зрения физических знаний).

“Познай себя, свой организм, своё физическое тело с точки зрения физики”.

1) Организм человека – единое целое.

Краткое содержание. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов.

Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы объединены в системы органов.

 

 2) Опора и движение

Краткое содержание. Скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека, выполняющие защитную функцию.

Скелет человека состоит примерно из 220 костей, которые соединены между собой. Подвижные соединения костей называются суставами (например, бедренные, локтевые).

Концы костей, образующих сустав, покрыты слоем блестящего гладкого хряща. Кости, образующие сустав, сверху покрыты суставной сумкой. В ней находится суставная жидкость.

Вопросы к изучению:

1) Объясните с точки зрения физики почему у сустава блестящий гладкий хрящ?

2) Объясните значение суставной жидкости?

3) Опорно-двигательный аппарат человека можно рассматривать как систему рычагов трех видов. Приведите примеры?

3) Газообмен в легких и тканях.

Краткое содержание. Долго ли мы сможем не дышать? Даже тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Поэтому кислород должен поступать в организм постоянно.

Дыхание – перенос кислорода из окружающей среды внутрь организма.

Основной орган дыхательной системы – легкие, вокруг которых имеется плевральная жидкость.

Легкие состоят из бронхов и тонкостенных легочных пузырьков - альвеолы. (их до 700 миллионов, общая поверхность 60-120 м2, что в 40-70 раз > общей площади человека).

Вопросы к изучению:

1) Какое физическое явление лежит в основе дыхания?

2) Объясните с точки зрения физики значение плевральной жидкости?

3) Что дает с точки зрения физики тонкая стенка и огромная площадь альвеол?

4) Почему в дыхательном процессе участие кожи ничтожно по сравнению с легкими?

4) Пищеварение.

Краткое содержание. Жизнь человека без пищи невозможна. Пища – источник энергии каждого организма и его основной строительный материал.

Пищеварение начинается с ротовой полости: пища измельчается и смачивается слюной.

Всасывание – это процесс перехода питательных веществ из кишечника в кровеносные сосуды. Слизистая оболочка тонкой кишки имеет огромную площадь.

Вопросы к изучению:

1) Объясните с точки зрения физики процессы измельчения пищи и смачивания ее слюной?

2) Какое физическое явление лежит в основе всасывания?

3) Объясните значение огромной площади слизистой оболочки кишечника?

5) Кровообращение.

Краткое содержание. Кровь находится в постоянном движении. Она течет по сосудам. Сосуды и сердце – органы кровообращения.

Сердце – центральный орган кровообращения. Оно находится внутри специального мешка – околосердечной сумки, она содержит небольшое количество жидкости.

Сердце действует подобно насосу. При каждом сокращении оно силой выбрасывает в сосуды очередную порцию крови, создавая в них давление.

Сосуды имеют различную толщину. Кровь течёт по сосудам из области высокого давления в область низкого давления.

Кровь, находясь в непрерывном движении, доставляет тканям и клеткам человека питательные вещества, кислород.

Вопросы к изучению:

1) Для чего с точки зрения физики необходима жидкость в околосердечной сумке?

2) Почему сосуды имеют разную толщину?

3) Благодаря какому физическому явлению кровь доставляет тканям и клеткам человека питательные вещества, кислород?

3. Заключение.

Итак, сегодня мы доказали, что:

  1. существует взаимосвязь двух наук о природе: биологии и физики;
  2. человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и любые
  3. другие окружающие природные явления;
  4. законы природы едины;
  5. законы физики применимы к живому организму.

Домашнее задание

Рассмотрите работу выделительной системы человека с точки зрения физики.