Тема урока: "Путешествие в страну Знаний". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Развиватие творческого мышления, речи, познавательного интереса учащихся.
  • Воспитание дружбы, товарищества, коллективизма, культуры общения.

Оборудование: красочный плакат “Страна Знаний”, сказочные герои, буквы, корзина.

Ход урока

I. Организация урока.

В школу вы пришли не зря,
Без наук ни как нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь –
За минуту пропадешь!
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать
А в игре проверить можно –
Просто будет или сложно.

II. Постановка задач урока.

Учитель. Сегодня мы, друзья, отправляемся в удивительное путешествие в страну Знаний. На чем же мы отправимся в путешествие?

Дети. На самолете, пароходе, поезде … ковре-самолете.

Учитель. Чтобы наше путешествие было необычным, отдадим предпочтение ковру-самолету. Садитесь поудобнее. Во время путешествия мы будем останавливаться на сказочных остановках, станциях. На этих станциях вы должны проявлять смекалку, показать свои знания.

Так какие же ребята нам нужны будут в путешествии?

Дети. Веселые, находчивые, добрые, остроумные, дружные.

Учитель. Перед полетом мы сделаем разминку.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись и остановились.

- Внимание! Ребятам надо занять свои места. Чтобы ковер-самолет взлетел, надо сказать волшебные слова:

“Ковер-самолет,
возьми нас в полет”.

Дети проговаривают эти слова.

- Мы летим! Только ветер свистит в ушах.

III. Работа по теме.

Учитель. Мы пролетаем над морями, полями, горами. Посмотрите, ребята, что происходит под нами. Да это же веселая ярмарка. Сделаем остановку. На ярмарке продается столько удивительных вещей. Товар всякий, разные наименования, на все буквы алфавита.

Я, ребята, вам буду показывать разные буквы, а вы будете называть на эти буквы различные слова.

Я иду по базару,
У меня в руках кузовок.
В кузовке любого товару
И все на букву … Г

Дети. Голубь, гараж, герань …

Игра повторяется несколько раз, каждый раз учитель показывает детям различные буквы:

В, Т, Ж и т.д.

Учитель. Много разного товару накупили мы с вами. Пора садиться на ковер-самолет. Ой, посмотрите, кто это бежит за нами?

Учитель показывает игрушку – собачку.

Какая она красивая, пушистая. Возьмем ее с собой. Интересно, как ее зовут?

Такой собачке подойдет кличка … Полкан. Притом из слова Полкан можно образовывать новые слова, если с конца слова убирать по одной букве.

Дети. Полкан – полка – полк – пол.

Объясняется значение каждого слова.

Учитель. Хорошо мы погуляли по ярмарке, нашли нового друга. А теперь отправимся в путешествие дальше. Под нами проплывают поля, леса, горы … Ребята, а если в лесу или в горах громко крикнуть, что нам отвечает?

Дети. Эхо.

Учитель. Как отвечает эхо на вопрос? Например, я спрошу в горах или в лесу: “Сколько времени сейчас?”

Что мне ответит эхо?

Дети. Эхо ответит: час! час!

Учитель. А может ли эхо ответить: “Сейчас тринадцать часов двадцать минут?”

Дети. Нет.

Учитель. Конечно, нет. Обычно мы слышим только последний слог слова или последнее слово, если оно состоит из двух – трех букв. Чтобы нам в путешествии не было скучно, поиграем в игру “Эхо”.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать так, как отвечает эхо. Прошу сопровождать дружные ответы хлопками в ладоши.

Собирайся детвора! (ра-ра)
Начинается игра (ра-ра)
Бей в ладоши веселей (лей-лей)
Сколько времени сейчас? (час-час)
Сколько будет через час? (час-час)
И неправда: будет два! (два-два)
Думай, думай голова! (ва-ва)
Как поет в селе петух? (ух-ух)
Да, не филин, а петух? (ух-ух)
Вы уверены, что так? (так-так)
А на самом деле как? (как-как)

Если кто из детей закукарекает, дается штрафное очко.

Сколько будет дважды два? (два-два)
Ходит кругом голова! (ва-ва)
Это ухо или нос? (нос-нос)
Учитель держится за ухо.
Или может сена воз? (воз-воз)
Это локоть или глаз? (глаз-глаз)
Учитель держится за локоть.
А вот это что у вас? (нас-нас)

Учитель показывает на нос. За ошибку – штрафное очко.

Вы хорошие всегда? (да-да)
Или только иногда? (да-да)
Не устали отвечать? (чать-чать)

При ответе “нет” - штраф.

Разрешаю помолчать.

Учитель. А сейчас сделаем короткий привал на лесной полянке. Хорошо в лесу! Сколько в лесу разных животных. Птицы поют …

Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое – дайте мне знать. Можно топать и хлопать.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …

Дети. Мухи.

Учитель. Мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны …

Дети топают.

Прилетели птицы:
Голуби куницы …

Если дети не обратят внимания на куниц, то нужно остановиться и объяснить, кто такие куницы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи,
Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

Учитель. О животных есть очень много загадок.

Кто же, кто же лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны.
Кто спешит в лесную глушь?
Не пугайтесь. Это …

Дети. Уж.

Прыг – скок трусишка!
Хвост коротышка,
Уши – вдоль спинки,
Глаза – с косинкой,
Одежда – в два цвета:
На зиму и лето.

Дети. Заяц.

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Дети. Медведь.

Ползун ползет, иголки везет.

Дети. Еж.

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, и ягнят ищет.

Дети. Волк.

Учитель. Продолжаем наше путешествие. Что такое? Наш ковер-самолет остановился? На нашем пути – Математическая станция. Перед нами Математический король. Видимо, нам, ребята, надо показать свои математические способности.

Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать.
Сколько в комнате углов?

Дети. Четыре.

Учитель. Сколько пальцев на руках?

Дети. Десять.

Учитель. Сколько пальцев на ногах?

Дети. Десять.

Учитель. Сколько в пятачке копеек?

Дети. Пять.

Учитель. Сколько ног у двух коней?

Дети. Восемь.

Учитель. Ну, а окон в нашем классе?

Дети. Три.

Учитель.

Как-то четверо ребят
С горки покатилось
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалилось?

Дети. Двое детей упало в снег.

Учитель.

Стоит коза,
Голосит коза:
- Ой беда, беда, беда!
Разбежались кто куда
Семеро козлят:
Один – в лесок,
Другой – за стог,
А третий козленок
Спрятался в бочонок.
А сколько козлят
В избушке сидят!

Дети. Четверо козлят в избушке сидят.

Учитель.

Сидят рыбаки
Стерегут поплавки
Рыбак Корней
Поймал трех окуней
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?

Дети. Девять рыб из реки натаскали рыбаки.

Учитель. Я думаю, что математический король остался нами доволен. Наш ковер-самолет быстро набирает скорость. В пути, чтобы нам было не скучно, поиграем в игру.

На каждый вопрос нужно ответить “Вот так!” и жестом показать нужное действие или движение.

Как живешь? – Вот так!

(Показать большой палец)

Как идешь? – Вот так!

(Пошагать двумя пальцами одной руки по ладошке другой)

А бежишь? – Вот так!

(Согнуть в локтях руки и показать, как работают ими при беге)

Как шалишь? – Вот так!

(Надуть щеки и разом хлопнуть по ним)

А грозишь? – Вот так!

(Погрозить пальцем соседу)

Как же спишь? – Вот так!

(Положить две сложенные руки под голову)

А сидишь? – Вот так!

(Положить руки на парту и сесть прямо)

Учитель. Ребята! А сейчас мы остановимся на следующей станции, которая называется “Сказочная”.

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостье: “Заходи!”
Сказки просят …
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Учитель. “Не пей, братец, из этого корытца – козленочком станешь!”

Дети. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

Учитель. “Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке”.

Дети. “Машенька и медведь”.

Учитель.

“Тили, тили, тили бом!
Загорелся Кошкин дом!
Бежит курочка с ведром
Заливает Кошкин дом”

Дети. “Кошкин дом”.

Учитель.

“Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед”

Дети. “Тараканище”.

Учитель.

“Ой, вы бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои
Вы подите-ка немытые домой
Я водою вас умою ключевой …”

Дети. “Федорино горе”.

Учитель. Интересно было на станции “Сказочная”. А теперь снова в путь. Как вы думаете, ребята, откуда человек получает знания?

Дети. Из книг.

Учитель. Да, знания человек получает из книг. Ведь не даром говорят “Книга – наш лучший друг”. И чем больше мы будем читать, тем больше будем знать.

Книга ждет тебя везде:
В школе, дома и в труде
Она верный добрый друг
Без нее ты как без рук.

Учитель. Кто пишет для нас книги?

Дети. Книги пишут писатели.

Учитель. Да, книгу пишут писатели. Мы с вами знаем многих детских писателей. Давайте поиграем в игру. Я буду называть фамилии известных писателей. Если это писатель, вы поднимаете руку. Если же я назову фамилию кого-то другого (артиста, политического деятеля, …), то вы хлопаете в ладоши и объясняете кто это?

Барто, Михалков, Пугачева, Пушкин, Гагарин, Некрасов, Никулин, Чуковский, Маршак, Долина, Бианки.

Учитель. Наш ковер-самолет кружит над школой. Чтобы благополучно приземлиться нужно показать свои знания, способности. Про учебу сложено много пословиц и поговорок. Говорят пословицы те ребята, которые получили штрафные очки. А я помогу вам.

Учение – труд к умению.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Знания никому не в тягость.

Век живи, век учись.

Хочешь много знать, надо мало спать.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Учение – свет, а не ученье – тьма.

IV. Итог урока.

Вот и подошло к концу путешествие. Много интересного было на нашем пути. О чем мы говорили на уроке? (Ответы детей). Спасибо за урок!