Тема урока: "Полное отражение света". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- способствовать созданию положительной мотивации обучения

Для учащихся:

Обучающие

  • ознакомиться с явлением полного отражения света,
  • изучить явление полного отражения света,
  • уметь объяснять явление полного отражения
  • уметь решать задачи на явление полного отражения света

Развивающие

  • осознание мотивации познавательной деятельности;
  • формулирование версий, их анализ.

Воспитательные

  • развитие коммуникативных умений при обсуждении заданий.

Для учителя

Обучающие:

  • способствовать формированию умению самостоятельно приобретать знания;
  • формирование практической значимости полного отражения света;
  • формирование умений решать задачи на отражение света.

Развивающее:

  • включение в работу всех учащихся;
  • формирование метода наблюдения полного отражения света.

Воспитательные:

  • развитие стремления к познанию;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Содержание учебно-познавательной деятельности.

Опорные знания и умения:

Законы отражения и преломления света;

Умение работать с измерительными приборами.

Новые знания и умения:

Понятие предельного угла полного отражения, значимость полного отражения в природе.

Оборудование:

Для учащихся:

  • Мензурка с водой, карандаш или ручка.

Для учителя:

  • Стенд для демонстрации полного отражения света.

Главная проблема урока - всегда ли свет на границе двух сред будет преломляться?

Фундаментальный образовательный объект, в направлении которого планируется деятельность учеников – световые явления на границе раздела двух сред

Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников – индивидуальная работа по изучению явления , выдвижение версий и их корректировка.

Ход занятия

Образовательная напряженность

Учитель: Мы с вами уже изучили законы отражения и преломления. Сможем ли мы, используя эти знания, объяснить - почему блестят капельки росы на солнце, почему “играют” бриллианты”, сверкает хрусталь?

2. Уточнение образовательного объекта

Учитель: “Мы знаем, что при переходе света из одной среды в другую, он преломляется. Если среда, из которой выходит свет, будет менее плотная, чем среда, в которую он заходит, то угол преломления будет меньше угла падения. А если наоборот? Предложите свою версию.

3. Конкретизация задания

Перед вами стакан с водой и карандаш (ручка).

- каким способом можно продемонстрировать явление преломления?

Ответ: поместить карандаш в воду

- что произойдет с карандашом?

Ответ: на границе воздух вода он как бы преломится.

4. Решение ситуации

Поднимите мензурку на такой уровень, что вы не увидите карандаша, а увидите зеркальную поверхность воды.

Почему свет не проходит через слой воды?

Потому что мы смотрим под таким углом, под которым свет не преломляется, а отражается от поверхности воды, это и есть полное отражение света.

Демонстрация учителем явления полного отражения на стенде.

5. Демонстрация образовательной продукции

Учитель: “Перед вами таблица, попробуйте ее заполнить, опираясь на свои собственные знания и проведенный эксперимент. Записи можно делать кратко”.

Учитель: “Ребята, вы закончили выполнять задания, заполнили таблицу. Возможно, не на все вопросы вы сумели ответить. Я прошу желающих учеников зачитать ответы. Остальные, внимательно выслушав ответы, могут сравнить их со своими и, при необходимости, задать вопросы, выразив согласие или несогласие выступающим.

6. Систематизация полученной продукции

После обсуждения заполненной таблицы, обобщается изученный материал, выводится формула предельного угла полного отражения.

Указывается о применении явления полного отражения. Решение задач на полное отражение света

7. Обсуждение вопроса, заданного в начале урока

(Обсуждение версий учащихся)

8. Рефлексия

Что главное вы узнали на этом уроке? (Индивидуальные ответы).

Каковы ваши основные результаты? (Оцените выдвинутую вами версию, посмотрите на свою таблицу).

Что вам особенно понравилось на этом уроке? Что вам не удалось?

9. Домашнее задание: § учебника “Полное отражение”, творческие задания по выбору: сообщения на тему “Применение явления полного отражения в медицине, технике”; выполнение модели, демонстрирующей полное отражение; решение задач повышенного уровня на явление полного отражения; выполнение исследовательской работы “Изучение явления полного отражения в различных средах”

 

Этап

ситуации

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Образовательная напряженность Создание образовательной напряжённости. Формулировка проблемы, связанной с явлением отражения, которая не имеет известного решения. Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к решению проблемы.
2. Уточнение образовательного объекта Обозначение образовательного объекта в виде явления. Расширение необходимой образовательной среды. Выявление личного опыта по отношению к данному явлению. (Что для меня данное явление?)
3. Конкретизация задания Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником. Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий? Предложения по выполнению эксперимента.
4. Решение ситуации Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида. Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью экспериментальных методов. Индивидуальная, парная деятельности учеников.
5. Демонстрация образовательной продукции Организация обсуждения. Сопоставление и переопределение начальных позиций, мнений учеников о явлении полного отражения света. Демонстрация своих образовательных продуктов: идей и выполненных заданий по явлению полного отражения света.
6. Систематизация полученной продукции Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта.

Решение задач на полное отражение света.

Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне.
7. Рефлексия Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. “Снятие” и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел?)
8. Обсуждение версий учащихся Организация обсуждения. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Сопоставление версии и полученных результатов
9. Домашнее задание Организация обсуждения домашнего задания, обозначение сроков выполнения творческих заданий. Выбор домашнего задания базового и по интересам (творческие работы).

Таблица (заполняется учащимися)

Гипотеза

Продолжите по смыслу предложения:

В основе геометрической оптики лежат 4 закона…

Угол падения – это угол между…

Угол отражения – это угол между…

Углом преломления называется угол между…

Закон преломления света символически можно записать…

Относительный показатель преломления показывает…

Если увеличить угол падения, то показатель среды…

Оптически более плотной называется среда, такая среда…

Полное отражение возможно при переходе…

Предельный угол полного отражения – это угол, при котором…

При полном отражении максимальный угол преломления равен…

Объясните: Почему блестят капельки росы на солнце, почему “играют” бриллианты”, сверкает хрусталь?