Система оказания педагогической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении

Разделы: Математика, Экономика


Проведенные нами исследования по проблеме жизненного и профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных показали, что лишение свободы является мощным психотравмирующим фактором, который выбивает подростка из привычной жизненной колеи, не давая ему, в его представлении, никаких реальных перспектив, перечеркивая его будущее, переворачивая столь привычную для него жизнь. Повышенная тревожность, стресс, чувство страха, одиночество, депрессия, агрессивность, негативное воздействие микросоциума, влияние неофициальных норм криминальной субкультуры – все это осложняет процесс перевоспитания подростка, а негативный житейский опыт становится психологическим барьером, определяющим избирательное отношение к воспитательным воздействиям учителя.

С момента прибытия воспитанника в воспитательную колонию начинается работа по подготовке его к освобождению. Как увлечь воспитанников жизненной перспективой? Вопрос этот весьма непростой. Решая вопрос социальной адаптации несовершеннолетнего осужденного, необходимо акцентировать его внимание на том, что его пребывание в колонии – явление временное, которое надо использовать разумно: подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого необходимо найти себя, повысить образовательно-интеллектуальный и культурный уровни, научиться адекватному восприятию возможных трудностей в жизни, предстоящих после освобождения и выбору путей их преодоления.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Считаем целесообразным введение раздела “Математика в экономике” в программу курса алгебры в 9 классе. В современных условиях круг экономических проблем, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, все время расширяется. По нашему мнению, в процессе обучения математике каждый наш воспитанник должен овладеть комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни.

Одной из характерных особенностей современной экономической науки является широкое использование математического аппарата для решения возникающих в ней проблем. Применение математики в экономике определяется, прежде всего, тем, что математические методы и модели являются универсальным инструментальным средством, позволяющим достигать высокого уровня формализации и абстрактного описания наиболее важных и существенных связей при исследовании экономических явлений и процессов, оценивать форму и параметры зависимостей между ними, определять наилучшие решения в заданной ситуации. Считаем, что в связи с этим особую актуальность на современном этапе в образовательной среде приобретает вопрос реализации межпредметной связи школьного курса математики и экономики через проведение интегрированных уроков.

Большинство вопросов в области экономики содержат материал, который можно эффективно использовать для наглядной иллюстрации практического использования изучаемого математического материала, что будет способствовать более глубокому и осмысленному изучению абстрактной математической теории, а также повышению интереса школьников к математике и ее изучению. Использование языка математики, в свою очередь, позволяет точно и компактно излагать большинство положений экономической науки. К тому же, отдельные понятия и факты, изучаемые в курсе математики, служат основой при определении ряда экономических понятий, при изучении которых происходит закрепление математических знаний и выработка умения использовать их при решении прикладных задач экономического содержания.

Кроме того, математические методы, с которыми знакомятся обучающиеся в школьном курсе математики, будут в дальнейшем широко использоваться ими при изучении экономики в техникуме, ВУЗе, что приобретает особую значимость в системе непрерывного образования.

Опыт показывает, что получение обучающимися на уроках математики определенных экономических представлений развивает у них познавательный интерес, умение применять математические знания к практическим ситуациям, способствует профессиональному самоопределению воспитанников, снижает чувства страха, тревоги, неуверенности в себе перед освобождением.

Особый акцент введенного в программу раздела “Математика в экономике” сделан на использование элементов исследования и на присутствие регионального компонента.

В своей работе мы опираемся на уже существующие теоретические аспекты и результаты современных исследований в экономике. В результате прохождения раздела “Математика в экономике” обучающийся имеет представление об:

  • основных теоретических аспектах прикладной экономики;
  • элементарной экономической культуре;

умеет:

  • вести работу исследовательского характера;
  • моделировать практические задачи;
  • анализировать различные жизненные ситуации на математическом языке и применять математические знания и методы для их решения;
  • прогнозировать различные явления в микро- и макроэкономике;

владеет:

  • элементарным понятийным аппаратом в области прикладной экономики;
  • навыками работы с таблицами, материалами, данными.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является: ознакомление обучающихся с экономикой Сибири; развитие прогностических умений, умения мыслить самостоятельно, постигать сущность причинно-следственных взаимосвязей в отношениях между процессами и явлениями, протекающими в экономике, применение полученных знаний на практике.

Достижению познавательных целей раздела “Математика в экономике” способствуют следующие методы: сравнение, моделирование, составление аналитических схем, анализ экономико-социальных проблем, анализ экспериментов и наблюдений исследовательского характера, анализ статистических данных, математические расчеты.

В ходе достижения всех целей введенного раздела решаются следующие задачи:

  • формировать систему знаний в области экономики Сибири;
  • совершенствовать умения работать с таблицами, литературой, статистическими данными, прогнозировать, мыслить самостоятельно, вести работу исследовательского характера, проводить литературный обзор по заданной теме.
  • развивать творческий подход в моделировании и анализе различных экономических (жизненных) ситуаций.

В структуре раздела “Математика в экономике” выделяются следующие интегрированные уроки:

  • “Математический расчет показателей бизнес-плана” (Приложение 1);
  • “Математическое моделирование жилищной программы”;
  • “Математические расчеты в организации производства”.

Раздел предусматривает проведение интегрированных нетрадиционных уроков математики и экономики обобщающего характера в форме деловой игры с возможностью использования интерактивного метода ситуационного обучения “Case-Study”. Каждому воспитаннику предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе.

В ходе прохождения данного раздела обучающиеся посещают практические занятия, занимаются математическими расчетами, исследованиями и последующим анализом конкретных экономических ситуаций: фактов, цифр и событий.

Проведение каждого практического занятия завершается самостоятельной работой обучающихся, которая включает в себя ряд практических заданий по математике и экономике.

Раздел “Математика в экономике” рассчитан на 3 часа практических занятий в 9-м классе.