Урок обобщения и повторения с использованием компьютерных технологий по теме: "Закон сохранения и превращения полной механической энергии"

Разделы: Физика


Задачи урока:

  • Повторить и обобщить теоретические знания по теме урока.
  • Закрепить навыки по применению закона при решении задач.
  • Показать универсальность закона на примере раздела физики “Гидродинамика”.
  • Показать применение закона при конструировании игрушек.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Историческая справка об истории открытия закона.
  3. Фронтальный опрос по теме и создание обобщающей таблицы с помощью компьютера.
  4. Постановка и объяснение опытов.
  5. Презентация темы “Гидродинамика”.
  6. Решение задачи у доски и тестирование на компьютере.
  7. Презентация игрушек: банка-бумеранг и заводной механический робот.
  8. Проверка выполнения тестовых заданий и подведение итогов урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В “Британской энциклопедии” 1771г. записано: “Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо…”. О законе сохранении энергии мы сегодня поговорим на уроке.

2. Историческая справка (готовят ученики)

Майер Юлиус Роберт (1814 -1874гг.) – немецкий врач, независимо от других сформулировал закон сохранения энергии. В статье, опубликованной в 1842 году, Майер ясно утверждает, что существует определенная связь между высотой, с которой подает некая масса, и выделившимся при ударе о землю некоторого количества теплоты. Майер попытался также вычислить механический эквивалент теплоты.

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31.08.1821 - 08.09.1894гг.) - один из величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых, однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона.

3. Фронтальный опрос

  1. Какими видами энергии обладает макроскопическое тело?
  2. Какие тела обладают потенциальной энергией?
  3. Из каких теорем получаем формулы для потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела?
  4. Физический смысл потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела.
  5. Какие тела обладают кинетической энергией?
  6. Из какой теоремы получаем формулу кинетической энергии?
  7. Каков физический смысл кинетической энергии тела?
  8. Что мы понимаем под полной механической энергией?
  9. Сформулируйте закон сохранения и превращения полной механической энергии тела.
  10. Границы применимости закона сохранения энергии.

В ходе опроса на экране появляется схема, позволяющая обобщить знания по теме.(Приложение1)

4. Демонстрационные опыты:

  1. Пружинный и математический маятники.
  2. Система: пружина, нить, груз.
  3. Два пластилиновых шарика на нитях.

В ходе демонстрации дети объясняют: какие превращения энергии происходят в каждом случае.

5. Закон превращения и сохранения энергии лежит в основе Уравнения Бернулли - основного уравнения гидродинамики – раздела физики.

Презентацию темы “Гидродинамика” представляет ученица, которая ее подготовила.

( Приложение2)

6. Решение задачи

Шайба, брошенная с горизонтальной скоростью 25 м/с, скользя по поверхности, поднимается на горку высотой 15 м, вершина которой плоская. После чего шайба соскальзывает в воздух. Чему равна дальность полета шайбы в воздухе? Силу трения шайбы о поверхность не учитывать.

После решения задачи у доски детям предлагаю выполнить итоговый тест за компьютерами.

Текст теста смотри ( Приложение3).

7. Презентация игрушек

  1. Банка – бумеранг (изготовлена и представлена учеником): в пустой банке из под кофе пропускается резинка с грузом по середине. Действие игрушки основано на превращении потенциальной энергии резинки в кинетическую энергию вращательного движения банки.
  2. Заводной робот работает по тому же принципу.

8. Проверка тестовых заданий

Проводится на большом экране. В ходе проверки выясняем, что ключевым словом теста является слово “ЗАКОН” , т. е. то, что было темой урока. Еще раз формулируем закон сохранения и превращения энергии и подводим итоги урока. На этом урок завершается, учитель благодарит детей за работу на уроке.