Игровые технологии на уроках географии

Разделы: География


Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развитие способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм. Особенно наибольшее распространение получили ролевые игры на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формируют умение выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Такие игры проводятся в группах, позволяют совместно планировать учебную деятельность, взаимное обсуждение и контроль. Такая форма активизирует познавательную деятельность учащихся, в том числе и слабоуспевающих. Групповая работа даёт возможность ученикам высказывать свои мысли, своё отношение к происходящему, тем самым формирует у школьников умение общаться друг с другом.

Важнейшим методическим средством обучения в сочетании с групповой работой являются деловые игры. Такие игры актуальны при изучении в IX–XI классах экономической и социальной географии. Это наиболее эффективная альтернатива традиционным методам; успешно идет усвоение материала, отмечены высокие результаты, так как каждый ученик приобретает ответственность за оказание помощи друг другу, вместе решают любые проблемы, овладевают знаниями и умениями, навыками каждого ученика на уровне и соответствует его индивидуальным особенностям развития. Создаётся дидактическая система, которая отражает идеологию личностно – ориентированного подхода. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение экономико-географических знаний, показать возможность применения их на практике, т. е деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью.

В содержании деловых игр естественно переплетаются знания и умения, полученные при изучении географии и практических знаний, полученных в жизни. Деловая игра помогает не просто усваивать учебный материал, а активизировать интеллектуальную деятельность, способствуя более глубокому осознанию информации учащимся. Такая форма обучения, как показывает опыт, требует длительной и тщательной подготовки учителя и учащихся.

Деловая игра “Юный менеджер”

Проводится в IX классе при изучении экономической и социальной географии по теме “Отрасли народного хозяйства”.

Цели:

  • Продолжить развивать творческие способности, организовывать групповую деятельность, поиск решений, расширять кругозор, умение защищать интересы.
  • Дать знания о профессиях, развивать инициативу, предприимчивость.

Оборудование:

  • карта Хакасии;
  • план – эскиз МП “Уют”;
  • производственные связи – таблицы;
  • рекламные ролики;
  • товарный знак (приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6)

Ход урока

I. Представление участников игры (можно взять несколько предприятий):

  • коммерческий директор;
  • менеджер;
  • специалист по маркетингу;
  • брокер товарной биржи;
  • экспертная группа.

Затем идёт выступление в защиту МП предприятия “Уют” по производству мебели, на доске вывешены рекламные ролики, товарный знак, производственные связи, таблицы, карта Хакасии, на ней отмечены объекты заготовки древесины и расположение данного предприятия.

II. Проходит презентация МП “Уют”.

a. Коммерческий директор представляет план-эскиз и пакет документов:

  • заявление на постановку учета нового предприятия;
  • устав;
  • положение;
  • постановка на учет в налоговой инспекции;
  • регистрация в банке.

b. Менеджер – ведет презентацию МП “Уют” показывая рекламные ролики, производственные связи.

c. Специалист по маркетингу ведет переговоры с брокером по поводу данного предприятия.

d. Брокер дает ответы на вопросы специалисту по маркетингу.

c. Заключительное слово экспертной комиссии.

Таблица для экспертной комиссии.

Название предприятия Пакет документов Презентация Реклама Товарный знак Дополнительные поощрительные баллы Всего