Открытый урок русского языка во 2-м классе «Опасные гласные» Тема: "Закрепление правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го скло-нений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить анализу языкового материала и обобщению грамматических правил (на примере правил правописания безударных гласных в окончаниях существительных);
  • совершенствовать умение проверять безударные гласные в корне слов;
  • познакомить с новым вариантом написания верхнего соединения (с узелковым соединением).

Оборудование: опорные таблицы падежных окончаний имен существительных всех склонений (классная и индивидуальные), демонстрационный материал (таблички со существительными в различных падежах), магнитная доска, табличка чистописания “Варианты верхних соединений букв”, перфокарты для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Каллиграфия

1. Гимнастика для пальцев (по специальной методике).
2. Анализ графического материала, определение цели работы (научиться выполнять новый, более экономичный вид верхнего соединения букв – узелкового).
3. Чистописание: ОЖ, ОХ, ОВ.
4. Анализ нижнего соединения для варианта ОЖ (не удобное, поэтому применяем верхнее петельное соединение). Закрепление: ОХ, ОВ.

II. Словарная работа

1. Сопутствующее повторение: безударные гласные в корне слов.

– Какие словарные слова встретились в упражнении по чистописанию? (Ужин, животное).
– Почему эти слова – словарные? Можно ли вообще проверить безударные гласные в корне слова?

2. Самостоятельная работа: распределить слова в 2 столбика, устно проверить безударные гласные, где это возможно:

побережье, рассказ, деревня, пристань, дорога, яблоня, поезд, утопает, зелень, полянка, ягода, сирень.

III. Физминутка “Вырасту большой, красивый…”

IV. Обобщение грамматического материала

1. Определение проблемы урока: что нужно делать, чтобы правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях существительных?
2. Цель урока: закрепить умение писать “опасные окончания” у существительных 1-го и 2-го склонения.
3. Кратко просклонять (3 ученика у доски): дорога, рассказ, сирень.

– Какие окончания “опасны”? Почему? Выделить их в своих табличках.
– Как легче их запомнить? (Правило треугольников ЕИ).

4. Закрепление:

  • Устно (подвижные таблички у учителя).
  • Письменно: упражнение 428. Для чего будем выполнять его? (Проверим, научились ли правильно писать “опасные” окончания.) Проверка: полетный опрос.
  • С доски: записать существительные в указанных падежах, вставив пропущенные буквы

выставка (Р.п.) – выставкИ
прист? нь (Д.п.) –
д? ревня (Р.п.) –
дедушка (Т.п.) –
Илья (Р., Д., Т.п.) –
п? езд (П.п.) –

V. Физминутка-игра “Стоят цветки”

VI. Поэтическая минутка (закрепление изученного материала)

1. Творческий диктант “Из сказок А.С. Пушкина”.

– Почему сегодня выбрали именно этого поэта? Какой праздник будем отмечать летом?
– Вспомните, из каких сказок эти строчки. Вставьте пропущенные слова:

Воротился старик ко _________ , у ____________ новое корыто.
Они жили в ветхой ____________ . В синем ________ звезды блещут, в синем ________ волны хлещут.

VII. Обобщение правил правописания падежных окончаний:

а) по индивидуальным опорным схемам;
б) по зрительной памяти (правило треугольников).

VIII. Итог урока: обобщили правила правописания ЕИ в “опасных” падежных окончаниях существительных 1-го и 2-го склонения, подготовились к диктанту.