Урок географии в 10-м классе по теме: "Современный город"

Разделы: География


Цель: сформировать понятие “город”.

Задачи:

  • образовательные:
    • рассмотреть историко-географические типы городов, выделить особенности каждого типа;
    • сравнить город с селом, определить основные критерии;
    • изучить географию крупнейших городов мира;
    • показать взаимосвязь проблем современного города, постараться найти пути решения.
  • воспитательные:
    • способствовать эстетическому воспитанию при работе с наглядностью; экологическому, при определении городских проблем;
    • воспитание чувства ответственности за родной город, его уникальность.
  • развивающие:
    • развитие творческих способностей, познавательных интересов, мыслительных процессов, памяти, внимания;
    • расширение кругозора учащихся, эмоциональной сферы.

Средства обучения:

  • наглядные: презентация, панно "Проблемы городов", карта: “Политическая карта мира”, словари, снимки городов,
  • словесные: стихотворение “Чайковский вальс”, беседа” чтение вслух, рассказ.
  • технические: видеоматериал "Мой город";
  • практические: творческие задания “Таинственный прямоугольник”, “Проблемы городов”.

Тип урока: формирующий, проблемный, развивающий.

ХОД УРОКА

I. Введение.

Учитель. Каждому знакомо понятие "малая родина". И у каждого она своя. Это место, где ты родился, вырос. Для меня такой родиной стало Зауралье (Курганская область), а для вас, конечно же это город Чайковский.

Есть большие и малые
На земле города.
Только где я не плаваю,
Возвращаюсь сюда.

В это место заветное,
Зелен сосен и ив,
И порою рассветною
Будит солнце залив.

Здесь на маленькой пристани
Снова встретят друзья,
Возмужали и выросли
Вместе город и я.

– По вашим глазам я вижу, что в этих словах для вас слышится что-то родное. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О городе Чайковском, др. городах.

– Цель урока: сформировать для себя понятие “город”, его исторические типы, критерии, проблемы городов, географию крупнейших городов мира.

Учащиеся пишут в тетрадях число, располагая горизонтально развернутый лист.

II. Изучение нового материала.

1. Историко-географические типы городов.

– Может быть кто-нибудь помнит, когда и где на планете появились первые города? (I–II тыс. до н.э. Старый Свет.)

– Давайте вместе поднимемся по исторической лестнице европейских городов. “Почему именно европейские города?” – спросите вы. Я отвечу: “Города Европы оставили на себе отпечаток всех исторических процессов планеты”. В тетради нарисуйте лестницу в 6 ступенек (h и ширина ступеньки 5 клеточек).

– Фундамент I–II тыс. до н.э. – античная эпоха. Появляются древнегреческие города.

.

– Ребята, напоминает ли такой город современные села. (Да.)

– А чем? (Одноэтажные здания, храм в центре.)

– Ступенька выше – рубеж двух эр. В центре внимания – Римская империя. Появляются римские города.

.

– Именно римляне явились основоположниками городских улиц, разделив ее на проезжую и пешеходную части.

(Дети записывают на ступеньке).

– Ступенька выше – XI–XIII век. Эпоха средневековья.

– Давайте сравним города средневековья и античности. В них есть только одно отличие. Найдите его. С какой целью оно создавалось? (Стена укрепления. Защита от врагов.)

– XIII–XVв.в. – эпоха Возрождения – следующая ступенька. Центр культуры снова перемещается к Средиземноморью. В городах зарождается буржуазия.

– Посмотрите, пожалуйста, в словарик, который лежит у вас на столе, как переводится это слово? (Горожанин.)

– Новый архитектурный стиль барокко передает итальянским и испанским городам великолепие. Снова обратимся к словарику за помощью. Барокко с итальянского..? (Причудливый великолепный.)

– Ступенька выше XVIII–XIX в.в.

.

– Ребята, а какими событиями запомнились нам эти века? Англия, Франция? (Промышленные перевороты.)

– И результат – промышленные города. Как вы думаете, почему современные ученые называют их "монстры, пожирающие своих детей", или "легкая добыча эпидемий и пожаров"? (Теснота, грязь.)

– Поэтому и легкая добыча эпидемий. И, наконец, мы поднимаемся на самую высокую ступеньку ХХ в., вторая половина. Современные города, получившие название "города-спальни". И таковым является наш город Чайковский.

– В чем же его уникальность? (Удалённость предприятий от жилого комплекса.)

– За шагом шаг мы подошли к теме урока "современный город". (Презентация, слайд 1)

2. Современный город.

– Пока вы повторяете по словарикам два понятия: "город" и “агломерация”. Мы попросим _____ распределить под каждой ступенькой нашей лестницы ключевые слова: барокко, спальни, храм, крепость, теснота, улица. Зачитай, пожалуйста, от античности к современности. (Храм, улица, крепость, барокко, теснота, спальни.)

– Что такое город? Кто может нам напомнить?

– Ребята, как вы думаете, чем город отличается от других населенных пунктов, сельских. (Площадью, застройками, численностью населения.)

– Все, о чем мы вспомнили, есть нечто иное, как критерии города. (Презентация, слайд 2)

1. Численность населения.

– Кто помнит, какова минимальная численность российского города? (12 тыс. человек.)

– В Исландии (северный остров) – 200 человек, США – 2,5 тыс., т.е. единых стандартов численности населения нет.

2. Занятость.

– А чем заняты горожане? Где они трудятся? т.е. вне сельского хозяйства – 85%. В ЭРС – 60% населения в сфере услуг. (Промышленность, сфера услуг.)

3. Плотность населения.

– В крупнейших городах она достигает 700–800 ч/м2 . Лондон, Париж, Нью-Йорк. Может быть кто-нибудь помнит плотность нашего города? (300 ч/км2)

4. Благоустройство.

– Этим показателем пользуемся ежедневно, поэтому каждый из вас может самостоятельно записать: какими удобствами пользуемся.

5. Характер застроек.

– Ребята, а какие дома украшают наши улицы? (Многоэтажные.)

– Назовите, пожалуйста, самое высокое жилое здание нашего города? В каком микрорайоне расположено? (16-этажное здание в Завокзальноь районе.)

– Когда речь заходит о небоскребах, то вспоминается США. До 1996 г самое высокое здание мира находилось здесь =110 этажей. h = 443 м. Лидерство захватила Малайзия, в столице Куала-Лумпуре построек небоскреб h = 450м, но этажей в нем меньше 88.
Городской образ жизни – не мало важный городской критерий.
Мы – горожане, более активны, мобильны, чаще контактируем, иногда не подозревая об этом в автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире возможности для получения образования, отдыха и т.д.
Конечно, это не все критерии города, а только основные, но именно они и определяют географию крупнейших городов мира, таких как города-миллионеры и агломерации.

– Как вы думаете, чем различаются города-миллионеры и агломерации? (Численностью населения. Презентация, слайд 3)

– На рубеже 2-х тысячелетий, двух веков городов-миллионеров > 300; агломераций – 20. И мы вместе отправляемся на поиски; крупнейших городов мира

III. Закрепление.

Игра "Таинственный прямоугольник". (Приложение 1)

– Перед вами "Таинственный прямоугольник", где зашифрованы по 8 городов мира в каждом варианте. Если вы найдете правильный способ чтения, то отыскать их очень просто. И все найденные агломерации нанести на контурную карту. В карте атласа “Плотность населения” вы найдете помощников. Время вышло. Проверяем. Вы называете город, а я отмечаю его на карте. Мы вместе получили карту крупнейших городов мира.

"Знаменитые города мира знамениты прежде всего тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся как мозаичный узор из запоминающихся по книгам и фильмам каких-то отрывков, кусочков, но ярких и незабываемых по-своему".

– Как это не печально, но кроме уникальности, у городов есть и отрицательные стороны, или проблемы.

3. Проблемы городов. (Презентация, слайд 4)

– Ежедневно на горожанина обрушивается море проблем. Из конверта "Городские проблемы" высыпайте фишки на стол. Какие типы проблем предоставлены? (Здоровья, продовольственные и т.д.)

  • красный цвет
  • желтый
  • голубой
  • сиреневый
  • коричневый
  • зеленый

– Уже при беглом просмотре бросается в глаза их актуальность. Приведите примеры проблем, характерных для нашего города. (Разница в доходах, качество питьевой воды.)

– Постарайтесь связать как можно больше проблем в один клубок.  (Приложение 2). Расположите на панно. Предлагаю в центр поместить концентрацию производства. Почему, ответим вместе.

– Ребята, посмотрите на схему и подумайте, почему высокая плотность и концентрация населения выделены красным цветом. (Потому, что они являются причинами остальных проблем.)

IV. Домашнее задание.

– Пути решения городских проблем вы предложите в домашнем сочинении-проекте "Город будущего". Он должен быть самым чистым, уютным, спокойным, благоустроенным.

Приложение 1.

Игра “Таинственный прямоугольник”

Вариант 1

Н

Н

И

Ч

А

Р

А

К

Р

О

Й

Ю

Ь

Н

К

Ш

А

Н

Х

А

Й

В

О

Ж

И

Р

А

П

Р

К

К

С

Е

Р

Й

А

С

О

Н

Э

У

Б

Б

О

М

С

К

А

Л

И

Н

А

М

А

Д

Р

И

Д

Вариант 2

Ю

Ь

Н

И

З

Ц

Ь

Н

Я

Т

У

Н

И

С

А

А

В

К

С

О

М

К

Р

Н

И

К

Е

П

К

Р

С

Е

У

Л

У

А

П

Н

А

С

С

Р

А

В

А

Т

Т

О

К

К

С

О

Г

А

Л

Вариант 3

О

Р

Й

Е

Н

А

Ж

Е

Д

О

И

Р

С

И

Д

Н

Е

Й

К

О

К

И

Х

Е

М

Р

А

Т

Р

А

К

А

Ж

Д

Й

Е

Б

М

О

Б

М

И

Р

К

А

И

Р

Н

О

Д

Н

О

Л

М

Вариант 4

К

К

С

Е

Л

Е

Ж

Д

Н

А

С

О

Л

Д

Е

Л

И

Р

А

И

Л

И

З

А

Р

Б

Б

Р

В

Е

Н

А

А

Т

Т

У

К

Ь

Л

А

К

В

В

А

К

А

С

О

Л

С

О

И

К

О

Т