Урок географии в 6 классе по теме: "Погода. Причины ее изменения и предсказание"

Разделы: География


Цели:

  • Обучающие: сформировать понятие погода.
  • Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды.
  • Воспитывающие: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование: календари погоды, листы опорных сигналов, жетоны.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Фронтальный опрос.

Учитель задает вопросы: за каждый верный ответ – жетон, в конце урока учащиеся оцениваются.

– Ребята, помните девиз, который поможет вам в работе: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное”! Итак, ответьте:

– Какую оболочку Земли вы изучаете?

– Перечислите элементы состояния атмосферы.

– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?

– Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?

– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?

– Над Белым морем температура ниже, чем над Вологдой. Откуда дует ветер?

– Какой ветер более сильный? Почему?

Рис. 1

– Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу.

– Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:

а) воздух поднимается вверх;
б) высокая температура;
в) образование облаков;
г) охлаждение воздуха.

– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?

Задание: “Удивительное растение”.

В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?

Таким образом, характеристику тропосферы составляют четыре элемента: температура, атмосферное давление, ветер и осадки. Большую часть населения интересует погода. Попробуйте сказать, какая она сегодня? Действительно, сложно сразу ответить. Составим вместе план нашей работы. Помогите мне в этом. Во-первых, что такое погода? Во-вторых, отчего она зависит. В-третьих, вы попробуете себя в роли специалистов по предсказанию погоды. Для этого нужно потрудиться.

III. Объяснение нового материала.

– Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.

“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...”.

А.С. Пушкин

“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.

Н.М. Рубцов

“Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…”.

К.К. Случевский

– Меня тоже посетила муза, и я написал четверостишие, но некоторые слова упустил. Вы в течение урока должны помочь восстановить их.

Запись на доске:

“ Скачет стрелка вверх и ______________ (вниз)
То __________ (погоды) лишь каприз,
Если медленно движение
Жди надолго _____________ (изменение)”.

– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов? Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Краснодаре + 7о, а в Вологде +2о, т.е. в данном месте. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая? Знать в данное время (час, сутки). Скажите полное понятие. Запишем в тетрадь в виде опорной схемы: Погода – состояние тропосферы здесь! сейчас!

– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды за 8–11 марта 2004 года, сделайте вывод о состоянии погоды.

Дата 8 марта 9 марта 10 марта 11 марта
Температура
Ветер
Облачность
Осадки
Атмосферное давление (мм. рт. ст.)
– 3о
С-З
переменно

759
– 1о
С-З
переменно
+
760
+ 2о
С-З
переменно

757
+ 3о
З
переменно
+
756

Рис. 2

– Погода изменялась, но есть и общее. Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? Она изменяется. Выберите из перечисленного главную причину этих изменений:

1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3. Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.

– Это перемещение воздушных масс. Они характеризуются двумя свойствами: температурой и влажностью. Какие они бывают по температуре? По влажности? От чего зависит это? Кроме того, они могут быть морские или континентальные. В чем между ними разница?
Рассмотрим влияние воздушных масс на формирование погоды нашей местности. Общий вид схемы выглядит следующим образом:

Рис. 3

– В зависимости от свойств, приходящей воздушной массы, устанавливается определенная погода.

Ответьте на вопросы:

1. Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу местность?
2. Почему весной возможны заморозки?
3. При каком ветре может быть оттепель зимой?

– Таким образом, в воздушном океане происходит постоянно борьба между армиями неприятелей: холодных и теплых воздушных масс, которые, встречаясь, определяют погоду. Сейчас вернемся к четверостишью и впишем недостающие слова и дадим пояснения.

IV. Закрепление.

– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда? Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду по местным признакам.

Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды:

1. Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
11.Сильная роса или иней ночью.
12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.

Задание: Запишите цифры устойчивой и неустойчивой погоды. (Выданы карточки-задания). Объясните пункты 4, 8, 13.

Учитель говорит ответы, взаимопроверка.

– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.

В настоящее время за каждый срок наблюдений составляют “карты погоды” – синоптические – это основа для предсказания погоды. Для их составления используют космические снимки. (Показать некоторые).

V. Итог урока.

– Что сегодня на уроке было главным?

– Что было интересного?

– Что нового узнали?

VI. Домашнее задание.

– Подобрать материалы по вопросам:

  1. Удивительные и необычные явления погоды.
  2. Влияет ли погода на здоровье человека?

Учитель собирает жетоны и оценивает работу учащихся на уроке.