Ток-шоу "Компромисс — показатель слабости или признак зрелости личности?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Речь пойдет о компромиссе, как одном из способов разрешения конфликтов. При этом, употребляя термин “разрешение конфликтов”, мы подразумеваем, что конфликт можно и необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов считается некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди живут, учатся, работают в полной гармонии. Однако, ничего идеального, как известно, нет.

Конфликты неизбежно возникают и будут возникать – такова уж человеческая природа. Кроме того, не будем забывать о позитивной роли конструктивных конфликтов. Поэтому, возможно, более важным является умение управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтной ситуации. Классный час в форме ток-шоу “Компромисс – показатель слабости или признак зрелости личности?” призван помочь в этом старшеклассникам (он проводился в 10 классе).

Сценарий ток-шоу построен на выдержках из анкет, проведенных предварительно среди ребят и их родителей по названной теме, здесь он описан схематично. Для удобства проведения ток-шоу сопровождалось демонстрацией презентации (см. Приложение1).

1. Проголосовать за одну из двух позиций с помощью цветных карточек, полученных при входе в зал:

  • Компромисс – показатель слабости личности;
  • Компромисс – признак зрелости личности;
  • Нельзя сказать однозначно.

2. Обнародовать результаты голосования (в процентном отношении).

3. Правила дискутирования:

  • Не отвергай чужое мнение, а выражай свое.
  • Говори за себя.
  • Аргументируй.
  • Активно высказывайся и отстаивай свое мнение.

4. Обсуждение вопросов:

  • В ответ на вопрос о необходимости поиска компромисса: “…Вообще, для меня лицемерие – самый большой человеческий недостаток. По-моему, нужно всегда быть собой…” Итак, компромисс – лицемерие?
  • Являются ли выражения “ты – мне, я – тебе” и “найти компромисс” синонимами?
  • Так что же такое компромисс?
  • Из толкового словаря: “Компромисс - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок”.
  • “…Не умею подстраиваться под мнение других людей, превращаясь в раба, теряя свое лицо…”
  • “…Нельзя изменять своим принципам, подстраиваться под других…” Действительно ли идя на уступки, мы изменяем своим принципам?
  • “…Если мы все будем стараться делать все по-своему, то люди превратятся в зверей. Нужно стараться находить компромиссы…”
  • Зачем нужны компромиссы? Когда перед человеком встает необходимость поиска компромисса?
  • Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
  • По мнению психологов, конфликты могут быть конструктивными, деструктивными и просто пустыми. Как вы это понимаете? Чем, по-вашему, они различаются? Попробуйте вспомнить примеры из своей жизни.

Конструктивные направлены на развитие отношений, осуществление деятельности; деструктивные направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, отлынивание от исполнения обязанностей и т.д.; пустые конфликты возникают, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

  • “…Быть хорошим для всех невозможно…”, поэтому я не буду стараться.
  • “…Не стоит себя насиловать, чтобы угодить другому…”
  • “…Если я есть такая, какая есть, то меня уже трудно исправить, и под людей я подстраиваться не могу, не умею…”
  • …или другая позиция: От меня не убудет, а “Худой мир лучше доброй ссоры”? Действительно ли худой мир лучше доброй ссоры?
  • “…Я не собираюсь подстраиваться под других только для того, чтобы с ними дружить. Я такой, какой я есть…” Так стоит ли подстраиваться только ради дружбы, и вообще, ради чего стоит идти на компромисс?
  • Что могло бы вас заставить пойти на компромисс с человеком, который вам глубоко несимпатичен?

Разделимся на группы для решения следующих конфликтных ситуаций:

  • Ситуация 1: родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?
  • Ситуация 2: некто А регулярно обращается к однокласснику Б с просьбой “Дай списать”.У них хорошие отношения, и Б не отказывает. Но каждый раз А за “творчески” списанное задание получает оценку выше, чем Б за то же задание, которое он решал самостоятельно. Это, впрочем, не останавливает А, и он в очередной раз приходит с той же просьбой к Б. Между ними назрел конфликт. Как из него выйти?
  • Ситуация 3: родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?
  • Ситуация 4: ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9 был дома!”. Как быть с этой проблемой?

Обсуждаем предложенные решения.

  • А есть ли такая ситуация, в которой вы, невзирая на обстоятельства, ни за что не пойдете на компромисс?
  • А как по-вашему, стоит ли идти на компромисс с террористами; чем руководствуются президент и правительство, заявляя, что никогда этого не допустят?

5. Итак, попробуем подвести некоторые итоги - повторим голосование.

6. Мы сегодня говорили о компромиссе, как одном из способов разрешения конфликтов. При этом, употребляя термин “разрешение конфликтов”, мы подразумеваем, что конфликт можно и необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов считается некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди живут, учатся, работают в полной гармонии. Однако, ничего идеального, как известно, нет.

Конфликты неизбежно возникают и будут возникать – такова уж человеческая природа. Кроме того, не будем забывать о позитивной роли конструктивных конфликтов. Поэтому, возможно, более важным является умение управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтной ситуации.

7. Психолог К. Томас для описания поведения людей во время конфликтов предложил двумерную модель, в которой основными измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

И в этих двух измерениях К. Томас выделяет пять способов управления конфликтами <Рисунок 1>.

Сейчас мы с вами попытаемся с помощью опросника К. Томаса определить, какой из них предпочитает выбирать каждый из вас.

Каждый получает карточку (приложение 2), в которой будет делать отметки в одном из столбиков в зависимости от сделанного выбора.

Вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего поведения. Необходимо обязательно сделать один и только один выбор.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить в одном, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь выяснить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику

Соперничество

I

Сотрудничество

II

Компромисс

III

Избегание

IV

Приспособление

V

1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5       Б А
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11 А       Б
12       Б А
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

Итак, К. Томас выделяет следующие способы управления конфликтами <рисунок 2>:

I. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.

II. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; это “демократичный стиль”, вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

III. Компромисс; с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом.

IV. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

V. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете” добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха;

при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как оба вынуждены идти на уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Как вы думаете, какая модель поведения характерна для конфликтных людей?

Для неконфликтных?

8. А теперь попробуйте дать человеку, относящемуся к одному из этих типов, 3 добрых совета, которые помогли бы ему в общении.

Делимся на пять групп и работаем коллективно по группам.

9. Рефлексия

Каждый кратко ответит на вопросы:

Узнал ли я сегодня что-то новое о себе, что-то полезное для себя; жалею ли я о том, что пришел сегодня на эту встречу; стоит ли проводить подобные встречи впредь?