"Русская равнина". 8-й класс. Урок географии

Разделы: География

Класс: 8


Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
  2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
  3. Развивать умения анализировать карты и делать выводы;
  4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Оборудование:

  • физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;
  • атласы, учебники, контурные карты;
  • типовой план изучения природного региона;
  • таблица “Строение платформы”;
  • репродукции картин русских и советских художников;
  • палех, вологодское кружево, поделки из бересты, павлово-посадские платки (для оформления выставки).

Ход урока:

I Вводная часть (активизация интереса)

Сообщение учителем темы и цели урока.

Представление выставки - беседа с обучающимися.

Учитель предлагает рассмотреть репродукции картин, выставку прикладных видов искусства народов России, проживающих на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины.

Обучающиеся читают стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Тютчева в сопровождении музыки П.И.Чайковского “Времена года”.

Вопросы обучающимся:

? Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин, прослушивании стихотворений, музыки?

 

? Дайте характеристику представленным на выставке работам.

 

? Какими качествами должен обладать народ, сумевший создать такие работы?

 

? Какой зрительный образ равнины возникает?

 

Учитель фиксирует высказывания обучающихся, заполняя таблицу:

Таблица 1

Характеристики поделок

Черты характера

Характеристики условий проживания

Яркие

Красивые

Из натуральных материалов

Трудоемкие и др…

Неторопливость

Открытость

Трудолюбие

Доброта, душевная теплота

Талант

Религиозность и др…

Масштабность (величина территории)

Красота

Равнинность ландшафта и др…

II Изучение нового материала

Учитель (подводит итог беседе): прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Нам с вами на уроке предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):

ПЛАН

  1. Географическое положение
  2. Рельеф
  3. Геологическое строение и полезные ископаемые
  4. Климат
  5. Почвы
  6. Внутренние воды
  7. Растительный и животный мир
  8. Памятники природы
  9. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона

Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Организация самостоятельной работы: обучающимся предлагается:

  1. Нанести на контурную карту границы Восточно-Европейской (Русской) равнины и географические объекты, граничащие с ней (см. учебник, стр. 193);
  2. Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток, найти в учебники сведения о площади равнины;
  3. Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:
  • Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?
  • Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?
  • С какими природными объектами граничит?
  • Какие природные зоны встречаются на ее территории?

Обсуждение результатов самостоятельной работы:

Обучающиеся озвучивают полученные выводы:

  1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
  2. Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
  3. Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
  4. Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.

Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит к появлению своеобразных культурных традиций территории.

Учитель: сегодня мы вспомнили все природные компоненты, взаимодействие которых определяет неповторимость Русской равнины. Давайте более подробно остановимся на изучении рельефа Восточно-Европейской (Русской) равнины. Предлагаю вашему вниманию следующую характеристику рельефа равнины: “Данная равнина имеет плоский рельеф, ее средние высоты колеблются от 50 до 150 метров над уровнем моря. Абсолютная высота 270 метров, равнина имеет несколько вогнутую (блюдцеобразную) форму с приподнятыми краями и опущениями до 50 метров в центральной части”.

Анализ опорной характеристики равнины с использованием элементов практической работы с картой, таблицей “Строение платформы”.

Обучающиеся получают задания провести анализ физической и тектонической карт и конкретизировать предложенную характеристику согласно следующим вопросам:

  1. Чем можно объяснить равнинность рельефа изучаемой территории?
  2. Какие более мелкие формы рельефа встречаются на равнине?
  3. Учитель, фиксируя ответы обучающихся, заполняет схему на доске:

  4. Какие силы оказывают влияние на формирование равнины?

Обучающийся 1: (опережающее задание) сообщение о влиянии четвертичного оледенения на процесс формирования Русской равнины.

III Итоговый

Учитель возвращает внимание обучающихся к таблице 1, предлагает дополнить ее четвертой колонкой, отражающей географические особенности Русской равнины:

Таблица 2

Характеристики поделок

Черты характера

Характеристики условий проживания

Географическая характеристика

  • Яркие
  • Красивые
  • Из натуральных материалов
  • Трудоемкие
  • И др.
  • Неторопливость
  • Открытость
  • Трудолюбие
  • Доброта, душевная теплота
  • Талант
  • Религиозность
  • И др.
  • Масштабность (величина территории)
  • Красота
  • Равнинность ландшафта
  • И др.
  • Наибольшая по S на территории России
  • В основании – Русская платформа
  • Многообразие форм рельефа, природных условий
  • Влияние четвертичного оледенения

Дополнительное задание на закрепление полученных знаний:

кроссворд Восточно-Европейская (Русская) равнина

(Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География/художники Н.В. Кирильцева, В.Н. Куров – Ярославль: “Академия развития”, 1998. С. 107)

Домашнее задание: параграф учебника, закончить работу на контурной карте по обозначению возвышенностей и низменностей Восточно-Европейской (Русской) равнины.