Организация сопровождения развития детей и подростков с задержкой психического развития в образовательном учреждении

Разделы: География


Кинниева Нина Николаевна

В классах ЗПР работаю более 10 лет. Был выпуск учащихся, которых обучала природоведению, биологии, географии с 5 по 9 класс. В настоящее время работаю в 2-х классах учащихся с ЗПР (7В, 9В) и 1 – коррекции (9Б). Первое знакомство с классами происходило так.

Начиналось оно, если это не “пришлые” с другой школы классы, так в 4-й четверти у учителей-предметников в нашей школе есть возможность посетить уроки в начальной школе в выпускных (3–4-х) классах. Причем возможность посетить любые уроки, не только своего цикла (допустим, природоведение и естествознание, если я – биолог-географ).

Мне, например, всегда интересно побывать на чтении, русском языке: увидеть, услышать, как владеют дети словом и устно, и письменно, как читают, как пересказывают, как пишут. Все это имеет огромное значение в будущем при изучении и моих дисциплин.

На педагогическом консилиуме по подготовке учащихся начальных классов к переходу в среднее звено нас знакомят с особенностями и психическими, и физическими учитель начальных классов ,медработник школы, психолог и логопед. Поэтому новый 5 класс – класс ЗПР, не является для нас “котом в мешке”.

Но каждый новый класс ЗПР не похож на другие классы ЗПР. И если в одном что-то уже четко отработано и из форм, и методов, и приемов, в других – бывает совсем не срабатывает; абсолютно не подходит, все рушится. Поэтому хочу сказать, что все то, о чем я буду говорить – вовсе не идеальный “рецепт”.

Начну с форм работы, т.е. форм обучения. На первом месте, конечно, традиционный урок. Традиционная форма по всем предметам главенствует.

Мои учебные дисциплины предусматривают и другие обязательные формы, это: экскурсии и практикумы. Для души (и своей, и ученической – в первую очередь) провожу уроки-игры, уроки-путешествия и даже мини-конференции (благо, биология, география – не математика, не в обиду сказано). Подготовки со стороны учащихся к таким урокам – минимум, а самой – конечно …! Представьте себе, 7-й урок да еще в пятницу! Это 9-й класс, который уже понимает с полуслова, с полувзгляда, с которым не пуд, а два соли съедено, будет и читать, и с картами работать, и таблицу заполнит. А вот 5, 7 класс на 7-ом уроке уже ничего не могут! Вот тут-то, играючи, кое-что в их головушках можно оставить. Как? Вижу – устали: “А мы и не будем учиться, давайте пофантазируем или попутешествуем… Кто видел океан? А море? А, знаете, море – часть океана. Давайте в Индийском побываем! Что бы хотели увидеть? Узнать?”, – и так далее… Сами не замечают, что уже и атласы открыли, и учебник на нужной странице, и в тетрадях ручки выводят названия течений, хребтов и котловин.

Главное – самой четко представлять, что я от них хочу! Что я обязательно должна дать!

Вплоть до очень тесных – межпредметных связей: с географии переход к биологии и наоборот. Снижается внимание – перехожу на карельский язык, благо в нашей школе практически во всех классах ЗПР изучают родной язык.

Ученическая конференция (или урок-конференция).

Для некоторых учителей кажутся просто несовместимыми понятия “конференция” и “ЗПР”. А жаль! Поднять ребенка в собственных глазах, в глазах товарищей поможет именно такая мини-конференция . Например: 5 класс, природоведение, тема: “Солнечная система”, повторительно-обобщающий урок. Заранее, на предыдущем уроке раздаю индивидуальные карточки-задания (в одних – вопросы, в других – задание продолжить высказывание (фразу, предложение), в третьих – нарисовать, вылепить.

География – предмет устный; и без рассказа, без объяснения и устных ответов не обойтись!

Каждый урок – кропотливая работа по развитию речи с использованием узкопредметной терминологии. Работа с текстом – один из видов работы по развитию речи (и мышления, и памяти одновременно). На уроках использую такие приемы, как: чтение “цепочкой”.

Чтение с нахождением в тексте ответа на конкретный вопрос, коллективное жужжащее чтение определений, выводов, планов ,алгоритмов, выборочное чтение и др.

На географии мы работаем не только с текстами, но и со схемами, таблицами, диаграммами. Очень важно “подетальное” изучение изображаемого. “Идем” от деталей к целому, общему. Как помогаю им? – “Рассмотрите все кирпичики схемы. Что показано стрелочками? Что от чего зависит? О чем это говорит? И т.д. А можно ли изобразить по-другому? А как бы вы показали? Попробуйте изобразить в тетрадях по-своему. (потом дополняем). Кто не может сам – используй схему с учебника.

При работе с картой очень важно дать образец такой работы: как найти объект, что для этого вспомнить, как правильно показать. Надо дать образец рассуждения. Например: 9 кл.– экономическая география. Необходимо назвать и показать крупнейшие районы.

1 – условные знаки (легенда карты):

а) цвет,
б) размер пунсона ( знака);

2 – территория (поиск);

3 – показ + назвать.

Изучаемых комплексов много, постепенно довожу до автоматизма данный прием.

Использую индивидуальную работу, работу в парах.(подхожу к каждому, показывают мне, потом друг другу, поочередно, не повторяя показанный центр или район). Развивается внимание, память.

На любом уроке в каждом классе с ЗПР стараюсь менять виды деятельности на уроке от 3 до 5 раз. Например: зрительный диктант, работа с отрывком учебного текста (выписать названия горных пород), практическое задание – рассматривание горных пород с целью выявления их видимых (ощутимых свойств), работа с таблицей на доске и в тетрадях (примерно по 6–7 минут).

Для проверки знаний и умений использую индивидуальные карточки-задания (максимально упрощенные (по технике выполнения, а не по V знаний), в которых надо подчеркнуть правильный ответ, вписать нужное слово (понятие), провести стрелочки, вычеркнуть лишнее и т.д.).

В старших классах приучаю ребят к выполнению тестовых заданий: но тесты составляю так, чтобы было 5–7 заданий с вариантами ответов 2–3. Или по принципу “верно ли утверждение?” (ДА–НЕТ). Тест – на доске или у каждого на парте.

(Об индивидуальной работе не буду рассказывать. Она строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.)

Об объеме домашних заданий и их видах.

Стараюсь давать минимум! (Читать для них наказание, а писать – еще большее). Поэтому либо задание на контурной карте, по атласу, по тетради – повторить понятия, нарисовать, даже перерисовать схему, диаграмму, уметь ее объяснить.

Старшие классы: хочу-не хочу – номенклатуру знать обязаны!

В заключение, очень важно найти подход к каждому такому ребенку! Иногда надо заставить себя СНИЗОЙТИ ДО ИХ УРОВНЯ (в этом нет ничего унизительного!), чтобы быть понятым ими! Нельзя давить их своим “Я”!

День на день не приходится, урок на урок… Надо подстраиваться под их настроение и аккуратненько перегнуть палку в нужную сторону, но невзначай, незаметно для них.

Надо быть (или стать) очень тонким психологом, если уж согласились на ТАКОЙ класс, пусть даже один!