Урок физики на тему: "Решение задач на применение закона сохранения импульса"

Разделы: Физика


Цели:

  • проверить степень усвоения уровня теоретического материала по теме “Закон сохранения импульса”, научить применять закон для различного типа задач,
  • продолжить отработку навыков по решению расчетных и экспериментальных задач,
  • воспитывать элементы культуры самостоятельного труда.

Оборудование: цилиндры на нитке, грузы на монорельсе, тележка, груз, набор.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

  • - вывести формулу закона сохранения импульса (1 ученик)
  • - упр 22 (1,2) – устно (фронтальная работа)
  • - записать закон сохранения импульса с учётом скоростей для следующих случаев (письменная фронтальная работа):

а) разлетаются два тела

б) груз падает на движущуюся тележку

в) один груз на монорельсе толкает другой

г)одна тележка догоняет другую

д)две тележки сталкиваются

  •  Решение по карточкам начальное условие:

 Карточка для индивидуальной работы ( 12 вариантов )

II. Решение задач.

 Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает своё задание: решить задачу, сделать эксперимент и объяснить. На выполнение задания даётся 5 минут. От группы выступает один ученик.

Задания группам :

  1. На тележках стоят два мальчика разной массы, отталкиваясь друг от друга, они разъехались на разные расстояния, следовательно с разными скоростями. Почему?
  2. Доказать выполнение закона сохранения импульса.
  3. Доказать закон сохранения импульса при взаимодействии цилиндров разной массы.
  4. Решить задачу: мальчик массой 40 кг движется на тележке массой 100 кг со скоростью 1 м/с.С какой скоростью будет двигаться тележка, если мальчик спрыгнет с нее со скоростью 2 м/с по ходу движения ?
  5. Решить задачу: из пушки массой 500 кг под углом 30? к горизонту вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200 м/с. Найти скорость отката пушки.
  6. Решить задачу: брусок массой mO скользит по наклонной плоскости, высота которой h и угол наклона ? и попадает в тележку массой mP . Какую скорость будет иметь после этого тележка?

После решения задач учащиеся по очереди объясняют решение своей задачи, отвечают на вопросы учащихся из других групп. Решения задач записываются в тетради.

Итог урока : вывести алгоритм решения задач по теме “Закон сохранения импульса”

Запись алгоритма в тетради:

  • Записать данные задачи.
  • Сделать чертеж.
  • Записать закон сохранения импульса в векторной форме.
  • Записать закон сохранения импульса в проекции на ось ОХ.
  • Найти скорость, используя законы “Кинематики”.
  • Решить полученное уравнение относительно неизвестного.
  • Проверить ответ на реальность.

III. Выполнение самостоятельной работы по пособию Рымкевич А.П. “Сборник задач по физике”

№ 323 (программируемое задание)

 Тело массой m1 , проекция скорости которого на ось ОХ равна v1x, взаимодействует с телом массой m2, проекция скорости которого v2x. Найти проекцию скорости тел после взаимодействия в, если они стали двигаться как одно тело. Траектория движения тел совпадает с осью ОХ.

m1,кг V1 x,м/с m2,кг V2 x,м/с
1 0,8 4 0,8 0
2 0,8 2 0,8 -2
3 0,673 -21,4 0,824 11,2
4 0,673 -21,4 0,824 -11,2
5 21400 8,26 0,11 -11,2

IV. Домашнее задание:

  • подготовиться к семинару по теме “Реактивное движение”, решить задачи из “Сборника по решению задач” Рымкевич А.П. №№324,327,328.