Урок риторики. 2-й класс. Тема: "Пересказ"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Пересказ.

“Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”

Н. Буало(французский поэт, критик)

Задача: дать понятие пересказа.

Цели:

  • познакомить с приемами пересказа;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать внимание.

Речевая разминка.

У каждого на парте:

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Задание: - Прочитайте отрывок из стихотворения К. Бальмонта так, чтобы мы услышали шуршание камышей.

Вы знаете, как человек хранит знания и передает их? Чаще всего - через тексты. Не каждый умеет передавать то, что он знает другим и получать знания из книг, бесед, уроков. Для этого надо понимать чужие тексты, пересказывать их.

- Как вы понимаете, что такое пересказ? (Передача текста кратко или подробно).

Вот какое объяснение пересказа дано в словаре Ожегова (зачитывание).

- Пересказ, это подготовленная речь или не подготовленная? (Подготовленная).

1. На доске рисунок. (Лапоть, пузырь, соломинка)

- Из какой сказки пришли к нам эти герои? (“Пузырь, соломинка, лапоть”)

- Расскажи сказку.

- А сейчас давайте прочитаем оригинал сказки (стр. 15). Чтение вслух.

Вывод:

- Итак, давайте, сравним текст и его пересказ.

- Они похожи? (Да)

- Можно сказать, что это один и тот же текст? (Да, но пересказ отличается от исходного текста).

- В чем отличие? (Пересказывая текст, мы заменяем какие-то слова другими, можем изменить некоторые предложения, ведь мы не учили текст наизусть).

- Какой текст интереснее? (Исходный)

- Почему? (Он более красочный, яркий)

- Зачем нужен пересказ? (Научиться красиво, образно говорить)

- Что вам помогло подготовить пересказ сказки? (Картина) Такой прием пересказа называется (на доску)

картинный план

 2. На доске слова: курочка, яичко, мышка, дед, баба.

- Прочитайте.

- Какой образ возник? (Курочки Рябы) Вспомните сказку.

- Что помогло при рассказе? (Ключевые слова)

Вывод:

- Зачем нужны ключевые слова? (Они помогают передать в тексте самое главное. По этим словам можно вспомнить содержание текста)

-Вот еще один прием пересказа.

Ключевые слова

- А сейчас прочитайте пересказ сказки “Курочка Ряба” в учебнике (про себя) с. 16, № 19.

- Заметили в пересказе что-нибудь странное, необычное? (Да)

- Подчеркните. Прочитайте.

- Сравните пересказы, чей пересказ лучше?

- Почему? (Он ближе к исходному тексту).

- Я для вас приготовила оригинал сказки. Слушайте. (Кассета)

- Что можно сказать? (Это не оригинал)

- Почему? (Есть элементы домысла)

- Почему такое происходит? Сказки – это устное народное творчество. Сказки передавались из уст в уста, и как это бывает, каждый добавлял что-то свое, придуманное.

Вывод:

-Может ли пересказ, его содержание не соответствовать исходному тексту? (Нет, не может)

Правило на стр. 17

Физ. пауза:

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

3. Сказки пересказывать не трудно, они легко запоминаются, учебные тексты - намного труднее. Давайте посмотрим на один из таких текстов. Для того чтобы пересказать, надо хорошо его понять.

Стр.17, № 21

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Чтение вслух. Как озаглавили.)

- Давайте составим план.

- Сколько частей в тексте? (Три)

- Озаглавим каждую часть.

1) Рыбы умеют летать

2) Рыба – самолет

3) Полет и приземление

- Подготовьте пересказ.

- В пересказе пропущена последняя часть. Оправдано ли это? (Нет. В этой части говориться об особенности полета рыбок – они умеют рулить).

- Дайте точный пересказ.

Вывод:

- Что вам помогло в подготовке к пересказу текста? План.

-Вот и еще один прием пересказа

план

- Что отражается в плане? (Основные события в тексте)

- На что похож план? (На самый краткий пересказ)

4. Как вы думаете, надо ли текст для пересказа учить наизусть? (Нет)

Читают в лицах отрывок по Остеру.

- Что посоветовал попугай слоненку? (Репетировать. Учить свое выступление.)

- Оправдано ли это здесь? (Нет)

- Какой прием использовали?

Репетиция выступления

 Вывод:

- Для чего надо пересказывать? (Чтобы научиться красиво, образно говорить)

Пересказ – это подготовленная речь.

- Какие приемы мы сегодня выявили?

1) картинный план

2) ключевые слова

3) план

4) репетиция выступления

Домашнее задание: стр. 18, № 23 – 25