Научно-исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Введение

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит процесс “экологизации” общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки. Очень активно включились в экологическую и природоохранную тематику мы педагоги, стремящиеся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение.

Несмотря на то, что экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения ее как самостоятельного предмета в школе. Однако есть в преподавании этой дисциплины отличительная особенность, без которой усвоение экологических знаний учащимися было бы скучным и неинтересным – это научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

В 2003 году в сентябре в муниципальной начальной общеобразовательной школе №5 было создано научное общество учащихся “Первооткрыватель”. Идея создания общества принадлежит учащимся и администрации школы. Создание НОУ прошло 2 этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы и инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ на Дальнем Востоке. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ школы.

Цели НОУ можно сформулировать следующим образом:

1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:

1. Формирование системы научных взглядов учащихся

2. Развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды.

3.Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.

4. Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, города, области, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

НОУ состоит пока только из одной секции естественнонаучной.

Как же все начиналось? С 1995 года в учебный план введен региональный компонент “Экология”. С этого времени учащиеся знакомятся с наукой экология: что это за наука, что является предметом изучения и т.д. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создает предпосылки для реализации комплексного подхода в экологическом образовании и воспитании. Поэтому в план воспитательной работы включаются мероприятия экологической направленности, в дальнейшем была создана воспитательная программа “Маленький принц”. Эта программа реализуется через практическую, творческую деятельность педагогов и младших школьников: походы, конкурсы, экскурсии , проекты и др.Создан кружок “Юный эколог”, школа стала победителем в различных экологических конкурсах. Ребята неоднократно становились призерами городских и областных конкурсов, так:

1999 г. - заняли 2-е место в областном конкурсе “Берегите природу”.

2000 г. - заняли 2 –е место в областном конкурсе “Живи, Земля”.

2000 г. - 2 – е место в областном конкурсе “Подрост”.

2000 г. - сборная команда г. Шимановска, где участвовали и учащиеся МНОШ №5, заняли 3 место в областном конкурсе “Урожай 2000”.

В 2001 г. впервые младшие школьники приняли участие в городской научно-практической конференции по опытнической и исследовательской работе.

Таким образом, необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе.

Отбор школьников.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.

Направления деятельности научного общества учащихся.

Работа НОУ осуществляется в нескольких направлениях:

Первое – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи второклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

Второе – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

Третье направление – массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

Выбор темы исследовательской работы.

В решении любой экологической проблемы ищем свою “изюминку”. Зачастую нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, хорошее качество проведенного исследования позволяют выполнять работы, занимающие призовые места на городских научно-практических конференциях. Так, в 2003 году учащиеся школы Псырков Федор “Образ жизни дождевых червей в лабораторных условиях”, Марьенков Александр “Парниковый эффект и углекислый газ”, Кычаков Николай “Растения и крахмал” заняли соответственно 1,2,3 места на конференции. За один год существования научного общества выполнено 8 исследований: “Самый вредный мусор”, “Воздушно-тепловой режим учебных помещений”, “Изучение образа жизни пауков в лабораторных условиях” и др.

Методика выполнения работ.

При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше.

Основным принципом являются строки:

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Еще важным, на мой взгляд, является написание исследовательской работы. Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

Во-первых тема исследования, которая должна заинтересовать слушателей.

Во-вторых, необходимо сформулировать цель исследования.. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет придать больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной.

В-третьих, необходимо поставить задачи исследования.

В-четвертых, в работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении.

В-пятых- методика исследования, ее описание

Далее представляются собственные данные.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы.

Оформление работ в виде докладов, буклетов, презентаций. (Приложение 1)

Финансирование мероприятий экологической тематики.

Безусловно, работа НОУ невозможна без поддержки и в первую очередь финансовой. И здесь нужно отметить внимательное и очень доброжелательное отношение администрации школы в лице ее директора Концевой Евгении Алексеевны. Это помощь в приобретении литературы, канцтоваров, фототоваров, финансирование поездок учащихся на мероприятия.

Выводы.

Работы, выполненные учащимися общества, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, кругу общения, учатся самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации, и т.д., являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры учащихся.

И быть может нынешние члены общества это не только будущие победители городских, областных конференций, студенты ВУЗов, но и будущие ученые.

Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель.

Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.