Сортировка данных в Excel

Разделы: Информатика


Цели:

  • закрепить пройденный материал по Excel;
  • познакомить с алгоритмом сортировки строк и научить сортировать данные в Excel;
  • развить алгоритмическое и логическое мышление;
  • воспитать чувство коллективизма, любовь к родному краю.

Реквизит:

  • доска, мел, маркеры;
  • компьютеры, ПО Excel, фронтальная работа на всех компьютерах;
  • карточки с заданиями, листы бумаги.

Структура урока

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Самостоятельная работа на повторение
  3. Новая тема (лекция) – 15 минут.
  4. Закрепление (фронтальная работа и самостоятельная работа) – 10 минут.
  5. Задание на дом – 1 минута.
  6. Итоги урока – 3 минуты.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу в Excel и рассмотрим сортировку строк в таблице. Но вначале проверим пройденный материал.

За компьютеры садятся и открывают Excel 4 (8) ребят. Остальные (раздаю карточки) будут делать задания на карточках.

На компьютерах и на карточках напишите (наберите) свою фамилию. На компьютерах создаем таблицу и строим диаграмму только для того года, который указан в задании. На листочках отвечаем на вопросы теста, на каждый вопрос только один ответ.

Если кто-то раньше всех заканчивает свою работу, назначаю его консультантом. Прохожу, проверяю работу на компьютере, указываю на недочеты или ошибки, ставлю оценки.

Кто работал на карточках, положите карточки на край стола. (Карточки собираю).

Работа на карточках ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Работа на компьютере ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работают 8 минут.

3. Новая тема (лекция)

Очень часто возникает необходимость отсортировать введенную таблицу по возрастанию или убыванию. Существуют 2 способа сортировки, рассмотрим их:

1 способ - с помощью кнопок сортировки на панели инструментов “Стандартная”. Эти кнопки задают сортировку выделенных ячеек по возрастанию или убыванию. В качестве ключа сортировки программа берет тот столбец, где стоит курсор, и в соответствии с ним меняет местами строки таблицы. Если выделена не вся таблица, то Excel при сортировке перемешает всю вашу таблицу.

2 способ - дает больше возможности при сортировке, меню “Данные”/ команда “Сортировка”. В диалоговом окне “Сортировка” можно создать три ключа сортировки: Сортировать по…, Затем по…, В последнюю очередь по… можно выбрать сортировку по возрастанию или убыванию. Для чего это необходимо? Иногда встречаются случаи, когда необходимо отсортировать данные, в которых есть некоторые одинаковые строки. Например, вы написали список учащихся 5-го класса Щельябожской школы, и у вас есть трое учащихся, которых зовут Канев Володя, их тоже надо отсортировать, для этого необходимо будет воспользоваться вторым способом сортировки.

Также вы можете установить переключатель Идентифицировать поля в положение по подписям, чтобы исключить первую строку с названиями столбцов из сортировки и работать с полями по их названиям. Или вы можете установить переключатель Идентифицировать поля в положение по обозначениям столбцов листа, если в сортируемом диапазоне первая строка не содержит названий столбцов.

Выбрав Параметры, вы можете установить следующее:

  • Сортировка по первому ключу – можно выбрать любой нестандартный порядок сортировки.
  • Если установите флажок Учитывать регистр, то при сортировке будут различаться строчные и прописные символы.
  • Можете выбрать переключатель строки диапазона, для сортировки по строкам.

Или можете выбрать переключатель столбцы диапазона, для сортировки по столбцам.

На доске плакат - диалоговое окно “Сортировка”, ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

4. Закрепление (фронтальная работа и самостоятельная работа)

Теперь применим полученные знания на практике.

Содитесь за компьютеры, открывайте Excel, в “Моих документах” ищем файл “Фронтальная работа”. Открываем его. Откройте лист “Возрастная структура”. Вы видите таблицу “Возрастная структура населения Коми” за разные годы.

  • Выделите столбец от 0 до 19 лет.
  • На панели инструментов “Стандартная” нажмите кнопку “сортировать по возрастанию”. Что получилось? (Отсортировался только этот столбец, а остальные остались без изменения).
  • Отмените последнее действие.
  • Теперь выделите всю таблицу и опять отсортируйте с помощью кнопки “сортировка по возрастанию”. Что изменилось? (Вся таблица отсортировалась по столбцу в котором стоял курсор).
  • Выделите всю таблицу. Выберите “Данные”/“Сортировка”. В появившемся диалоговом окне в первом уровне выберите “от 0 до 19 лет”, выберите “по возрастанию”. Что получилось? (Таблица отсортировалась по возрастанию по столбцу “от 0 до 19 лет”).

Теперь откройте лист – “Друзья”.

  • Выделите таблицу. Отсортируйте по убыванию с помощью кнопки панели инструментов стандартная. Отмените действие.

Отсортируйте с помощью меню “Данные”/“Сортировка” 1 уровень - по фамилии по возрастанию, 2 уровень - по имени по убыванию, 3 уровень – по дате рождения по возрастанию. Что получилось? (Таблица отсортировалась по выбранным параметрам).

Задания для самостоятельной работы.

  • Отсортировать таблицу “Друзья” сначала по имени по убыванию, затем по № телефона по убыванию, далее по адресу по возрастанию (прохожу смотрю, что получилось).

Скоро в городе будут выборы мэра, составьте таблицу рейтинга участников предвыборной гонки по убыванию (пока выполняют задания, я проверяю задания на карточках).

На каждом компьютере создан файл “Фронтальная работа”. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

5. Задание на дом

Закройте программу, садитесь за парты, запишите домашнее задание.

6. Итоги урока

А теперь давайте повторим, что мы сегодня рассмотрели на уроке.

  • Что мы сегодня изучили? (Сегодня на уроке изучали способы сортировки строк).
  • Для чего нужна сортировка? (Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определеннном порядке, по возрастанию или убыванию).
  • Что происходит в процессе сортировки данных? (В процессе сортировки данные сортируются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).
  • В каких случаях применяется вложенная сортировка? (Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).

Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мы много успели сделать. За самостоятельную работу на компьютере получили следующие отценки… За тест … На этом наш урок закончен, до свидания.