Интегрированный урок. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • продолжить работу по развитию логического мышления;
  • формировать познавательный интерес к учебе;
  • воспитывать навыки культурного поведения.

Орг. Момент

Прочитайте тему урока: “Современный летательный аппарат”. На уроке мы отправимся в путешествие по страницам журнала, название которого вы узнаете, если покажите умение и сноровку, расшифруете математическую шифровку:

756+24= ч   ccc 5*12=н   ccc 25*10= а
310+250= с   825-30= ё   875-90= у
100:25= в   455-60= т   375+123= ь
125:25=х   4*13= з   6*14= о

 

5

84 780 785 4 560 795 52 60 250 395 498

В дорогу возьмем с собой весь багаж знаний по математике и русскому языку. В пути закрепим умение решать задачи на движение, склонения имен прилагательных мужского и среднего рода.

Открываем первую страницу “ Пиши грамотно”.

Прочитайте написанные на доске слова: планер, вертолет, ?, ракета.

- Определите принцип, по которому расположены слова и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке и узнаем, какому летательному аппарату посвящен номер журнала. (На доске написаны слова, обозначающие летательные аппараты. Каждый следующий летательный аппарат имеет большую скорость по сравнению с предыдущим. Это слово самолет.)

- Что такое самолет? (Летательный аппарат)

- Этот летательный аппарат легче или тяжелее воздуха? (Тяжелее)

- Скажите полностью, что такое самолет. (Самолет - это летательный аппарат, который тяжелее воздуха)

- Точное значение слова мы прочитаем в толковом словаре Даля.

Слово “Самолет” в нашем языке существовало задолго до рождения авиации, но имело тогда другие значения. При Петре I так назывались в русской армии самоходные паромы, движимые силой речной струи. Такое же название имел ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Когда языку потребовалось дать название новоизобретенной воздушной машине, люди вспомнили, что подходящее слово есть, и переосмыслили старое значение слова самолет. Но так было не сразу. Когда авиация только возникла, самолет назвали иностранным словом – аэроплан. А потом выбрали более удобное и пригодное название. Аэроплан окончательно и бесповоротно стал называться исконно русским словом самолет.

- Какие орфограммы есть в слове самолет? (Парная согласная Т, два корня, О- соединительная гласная.)

- Запишите слово, выделите орфограммы.

- Придумайте предложение со словом самолет.

- Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных выделите окончания, определите род и падеж.

(С) взлетн... поля нов... аэродрома взлетел па(сс,с)ажирск... с...м...лет.

- Просклоняйте словосочетания. Выделите окончание у прилагательных и относящихся к ним вопросам. В прилагательных поставьте ударение.

Первый ряд – взлетное поле.
Второй ряд – новый аэродром.
Третий ряд – пассажирский самолет.

- Прилагательные какого рода мы склоняли?

- Как пишутся окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в одних и тех же падежах?

- Как пишутся ударные и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода?

- Какая разница в написании ударных и безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?

- Для чего мы изучаем эту тему?

Вторая страница “Отдыхай, но про внимание не забывай”

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное мужского рода – вы хлопаете, если среднего рода – приседаете один раз. Сосчитайте, сколько прилагательных мужского рода я назову.

Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, глубокое озеро, широкий двор, веселый человек, боевой самолет.

Третья страница “А ну-ка сосчитай!”

- Хотите узнать с какой скоростью пролетел первый самолет братьев Райт.

  • Первый самолет братьев Райт пролетел 30 метров за 10 секунд. Какова была его скорость? (30:10=3 м/с).

- Как узнать скорость?

  • Космическая ракета пролетела, а км за б секунд. С какой скоростью летела ракета? (а:б) км/с.

У ракеты три космические скорости: 1- 8 км/с, 2- 11 км/с, 3- 16,7 км/с. У ракеты тоже есть своя история, но об этом мы поговорим в другой раз.

  • Наш самолет может пролететь без заправки 8000 км. Узнайте, сможет ли самолет, двигаясь со скоростью 950 км/ч, быть в полете 8 часов, 9 часов?

Четвертая страница “Эпилог”

- В самолетах как и в другом транспорте есть свои правила поведения.

- Кто их знает?

- А зачем нужны правила поведения в самолете?

Едва человек научился летать, он стал прокладывать воздушные дороги. Не прошло и полвека, как весь земной шар опутала густая сеть авиалиний. Днем и ночью мчатся по воздушным дорогам быстрокрылые лайнеры с опознавательными знаками разных стран и компаний. Но вот конец пути – аэропорт с ангарами для самолетов и залами для пассажиров, со стоянками, сигнальными маяками.

Вот подходит к концу наше путешествие. У каждого лежит на столе самолетик, раскрасьте его:

Зеленым цветом – если вы умеете решать задачи на движение, склонять имена прилагательные мужского и среднего рода и можете объяснить другим.
Желтым - если вы умеете решать задачи на движение, склонять имена прилагательные мужского и среднего рода, но не сможете объяснить другим.
Красным - если вы не умеете решать задачи на движение, склонять имена прилагательные мужского и среднего рода.

Самолетики прикрепите на аэродром.

От аэродрома до дома мы поедем на автобусе.

- Какие правила поведения в автобусе и на дороге необходимо соблюдать?

Подведем итог нашего путешествия.

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?