Факультативное занятие по теме: "Контроль и самоконтроль за состоянием развития свода стопы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Теоретические сведения

Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы. Уплощение свода стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обуславливают нормальный свод стопы. При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например, ходьбе, беге). Снижению сводов стопы (продольного или поперечного) предшествуют изменения со стороны связочно-мышечного аппарата стопы, обусловленные их функциональной недостаточностью. Уплощение свода стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и тяжесть в ногах, боли в икроножных мышцах и стопе при ходьбе и стоячем положении. В стопах боли локализуются чаще всего в области свода стопы. Кроме того, учащаются случаи “подвёртывания” стопы в голеностопном суставе с последующим растяжением связочного аппарата. Плоскостопие бывает врождённое и приобретённое, последнее – значительно чаще. Приобретённое плоскостопие, в свою очередь, может быть статическим, паралитическим и травматическим. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, которое развивается постепенно от ряда причин: избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, ношение валяной обуви, а также обуви на твёрдой, лишённой эластичности подошве и без каблука и др.

2. Способы определения формы стопы по её отпечатку

Смазать стопы подсолнечным маслом (или зелёнкой, или просто мокрой ногой), встать на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1-1,5 минуты сойти с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.

  1. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда. По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощённым 2:4, плоским 3:4.
  2. Внешний контур непрерывный, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке – стопа нормальная. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

Тест для выявления плоскостопия

Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм). Тест проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высота 2 см и размером 40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивается штемпельной краской или зелёнкой. На окрашенную сторону кладётся лист бумаги, на котором написаны: Ф. И. ребёнка, класс, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой направляются на консультацию к хирургу-ортопеду. Плантограмму можно получить различными способами, самый простой из которых отпечаток на чистом листе бумаги. Картонная или деревянная поверхность пропитывается краской, сверху располагают чистый лист бумаги, на который встают голой ступнёй, тем самым получают отпечаток стопы с внутренней стороны бумаги. Высушенный отпечаток обводится фломастером и строится рабочий рисунок.

При использовании плантографического метода о характере свода стопы судят по ширине её отпечатка. Обработка осуществляется по методу Штритер, с проведением следующих операций:

1. На полученном отпечатке проводят касательную (рис.) к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы – АВ.
2. Делят касательную пополам (АВ:2) и отмечают точкой – С.
3. Из середины касательной в точке С восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы – СD.
4. Измеряют длину отрезка – СD.
5. На основании процентного соотношения делают вывод:
а) если отрезок перпендикуляра ЕD составляет до 50 % длины перпендикуляра СD – стопа нормальная;
б) если это соотношение составляет 50 – 60 % – стопа уплощённая;
в) соотношение свыше 60 % – стопа плоская.

3. Задания для самостоятельной работы

Обработать (сделанные на предыдущем факультативном занятии) плантограммы учащихся 1-4-х классов по методу Штритер. Заполнить по классам протоколы плантографического обследования учащихся (Приложение 1). Определить, путём математических вычислений, уровень функциональной недостаточности стоп и плоскостопия у младших школьников. Сравнить полученные данные с результатами профилактического медосмотра и выявить погрешность.

4. Анализ причин выявленной патологии на основе антропометрических данных учащихся и состояния осанки. Выводы

По данным наших таблиц 39 % детей имеют уплощённую стопу, а 22 % – плоскую. Из них 13,9 % (25 чел.) – мальчики, девочки составили 6,7 % (12 чел.). Плоскостопие у 9 % мальчиков (16 чел.) и 7 % (5чел.) девочек – следствие нарушения осанки и сколиоза.

5. Задание к следующему занятию

  • Дома членам своей семьи по отпечатку одним из способов определить форму стопы.
  • Из предложенного библиографического списка выбрать и составить комплексы упражнений для профилактики и коррекции свода стопы.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить! – Новосибирск: ООО Издательская компания “ЛАДА”, 2000
  2. Бейлин В.Р., Филиппов В.К. Дорожка здоровья – Физкультура в школе № 5, 1988
  3. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки – Физкультура в школе № 4, 1999
  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей – М.: Просвещение, 1986
  5. Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия – Основы безопасности жизни № 12, 2002
  6. Мейксон Г.Б. Физическая культура: Проб. учеб. пособие для учащихся 5–7 кл. сред. одиннадцатилет. шк. – М.: Просвещение, 1988
  7. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1997
  8. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе. – М.: Просвещение, 1988
  9. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедиа-приложение.