Интегрированный урок внеклассное чтение + театр по теме: "Путешествие по сказке А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать технику чтения, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • Учить детей ориентироваться в тексте, пользоваться закладками, пометками в отрывках сказки;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, дружбы.

Оборудование:

  • Книга “Волшебник Изумрудного города” у каждого учащегося;
  • Игровое поле в виде карты путешествия по сказке А.М.Волкова “Волшебник Изумрудного города”, кубик с указанием количества ходов, фишка на магните;
  • Перекладина с занавесом для настольного театра, макет трона, маски из папье-маше Говорящей головы, Морской девы, Чудовища, Огненного шара;
  • Эпиграф: “Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба, и взаимная выручка”. (А.М.Волков)
  • Выставка рисунков учащихся к сказке.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки А.М.Волкова “Волшебник Изумрудного города”. Мы будем говорить о маленькой девочке Элли, о её огромной щедрой душе и о её друзьях, которых она приобрела, путешествуя по волшебной стране. Мы ещё раз убедимся, что: “Самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба, и взаимная выручка”.

А. Волков написал в продолжении этой сказки ещё несколько книг. В одной из них, “Огненный бог Марранов”, он говорит своему читателю: “Юный друг, дай мне руку…” (и далее чтение по цепочке учащимися 4-х абзацев книги).

2. Постановка учебной задачи.

– Мы знаем, чем закончилась эта сказка, потому что летом все прочитали её. Но сегодня мы ещё раз вспомним этих героев, а поможет нам игра и карта путешествий. Давайте, рассмотрим её.

Это голубая страна, в которой жили Жевуны, а управляла ими злая колдунья Гингема. Это фиолетовая страна Мигунов, во главе которой была сестра Гингемы, злая колдунья Бастинда. А какие добрые волшебники жили в этой стране?

(Виллина, повелительница Жёлтой страны и вечно юная Стела, повелительница юной страны Болтунов).

(Проговаривание 4-6 скороговорок по желанию).

-А вот в центре располагается зеленый Изумрудный город мудреца и волшебника Гудвина, куда ведет дорога, вымощенная, желтым кирпичом.

– Итак, мы двигаемся по карте с помощью магнита, кубик бросаем по очереди (по цепочке), а один ученик будет передвигать фишку по игровому полю.

КУБИК

3. Игра.

– Элли встретила соломенного человечка Страшилу. Найдите в книге и зачитайте его описание.

(Обратить внимание на выставку рисунков учащихся).

– Во время путешествия много раз приходилось оживлять Страшилу. Как это происходило? Когда?

(Элли часто приходилось оживлять Страшилу, подрисовывая смытые глаза и рот, набивать его тело соломой и зашивать разорванную одежду. Например, во время наводнения, во время сражения с Летучими Обезьянами).

– Какое заветное желание было у Страшилы?

КУБИК

– Зачитайте описание второго друга Элли, Железного Дровосека (работа с книгой).

– Как выручали Железного Дровосека?

(Главный враг для него – вода, которая, попадая на металлические части тела, покрывала их ржавчиной. Друзья смазывали части тела машинным маслом, а когда он сильно повредился о скалы во время сражения с летучими обезьянами, его отремонтировали, сделали заплатку и отшлифовали).

– Какое заветное желание у Железного Дровосека?

КУБИК

– Как произошла встреча с Трусливым Львом? (работа с книгой)

– Заветное желание Трусливого Льва?

КУБИК

– Какие препятствия встречались на пути отважных путешественников?

а ) водные преграды, а однажды они пережили наводнение;

Физкультпауза. Коллективный этюд (волна).

– Положить руки на плечи впереди стоящему, и по очереди приседаем и встаем.

б) Элли в плену у Людоеда

– Как друзья спасли Элли? (чтение отрывка со слов: “Страшила открыл тяжелые засовы ворот…”, до слов “… пополам вместе с кастрюлей”).

-Какое новое слово узнал Страшила?

– Как объяснилиСтрашиле, что такое самоотверженность? (работа с книгой, зачитать).

в) маковое поле

– Как случилось, что маленькие мышки оказались сильнее Трусливого Льва?

– (Вывод). Когда вместе с тобой друзья и действуют они сообща, можно победить самого сильного врага, и преодолеть самые невероятные препятствия.

Музыка из мультфильма “Волшебник Изумрудного города”

Физкультминутка с танцевальными движениями, проводится перед последним ходом к изумрудному городу

– Наконец дорога из желтого кирпича закончилась, перед нами Изумрудный город.

Что такое изумруд? (Прозрачный драгоценный камень ярко – зеленого цвета).

Всё в городе было зеленым. Почему?

В каких образах предстал Гудвин перед путешественниками, и одинаково ли они вели себя в тронном зале?

4. Проигрывание этюдов с предварительным уточнением действий.

Элли онемела от страха, даже забыла поклониться Голове.

Страшила, увидев Морскую Деву, растерялся, но потом собрался с духом и почтительно поклонился. Ведет себя просто, может почесать затылок.

Дровосек был разочарован, так как ожидал увидеть прекрасную Морскую Деву.

У любого человека при виде чудовища сердце забилось бы от страха, но у Дровосека не было сердца, поэтому он не испугался и вежливо поприветствовал чудовище. На предложение Гудвина убить колдунью – замахнулся топором, но, узнав, что погубит этим своих друзей, печально удалился (учесть, что двигается как механический робот).

Лев отпрыгнул в изумлении, увидев Огненный Шар, а когда рассерженный Лев начал подкрадываться к Шару, на него повеяло таким жаром, что Лев взвыл, и поджав хвост, выбежал из зала.

Во время проигрывания этюдов из-за занавеси появляется трон, с находящейся на нем очередной маской куклой. Идет свободный диалог с Гудвином, которого озвучивает учитель.

КУБИК

– Гудвин дал новое задание избавить народ Фиолетовой страны от Бастинды. О сражении с Летучими Обезьянами мы уже говорили, а как же удалось справиться с могущественной колдуньей?

– Почему Элли сказала: “И хорошо, что я не знала, от чего погибнет Бастинда?

(Она никогда не решилась бы облить её водой, зная, что она от этого умрет).

– Таких люде называют великодушными, то есть у этого человека “великая” душа, он не может причинить никому вреда, даже своему врагу.

КУБИК

5. Коллективно-групповая работа (3 группы).

Группам учащимся раздаются карточки с одинаковыми словами: справедливый, мечтательный, бесстрашный, глупый, заботливый, мудрый, трусливый, решительный, вредный, самоотверженный, эгоистичный, щедрый.

– Сейчас я вам раздам карточки, на них нужно найти точные определения, характеризующие:

  • 1-я группа – Страшилу;
  • 2-я группа – Железного Дровосека;
  • 3-я группа – Трусливого Льва

Лишнее слова нужно вычеркнуть карандашом.

После выполнения задания, любой ученик из каждой группы зачитывает свои слова, а все остальные учащиеся проверяют их правильность.

– (Вывод). И Железный Дровосек, и Страшила, и Лев обладают этими положительными качествами и их всех можно назвать хорошими друзьями. Но они были строги и требовательны к себе. Мы заметили, что Страшила обладал умом, наблюдательностью, а он считал, что ему нужна мудрость. Железный Дровосек считал, что он не может быть нежным и добрым, оттого, что у него металлическое сердце. А был ли Трусливый Лев трусом? А что такое смелость? (умение преодолеть страх).

– Сдержал ли Гудвин своё обещание?

– Были ли настоящими эти приобретения?

– А почему же друзья так радовались?

– (Вывод). Гудвин вселил героям сказки уверенность в своих силах. А если кто-то верит в себя, в свои силы – это человек свободный, независимый, решительный и счастливый.

КУБИК

6. Итог урока.

– Вот и закончилось наше путешествие, а как же Элли вернется на родину?

– Чему учит эта сказка?

– (Вывод). Сказка учит нас дружить, стремиться помогать друзьям, ценить тех, кто находится рядом.

– Дальнейшую судьбу героев можно узнать в продолжении (перечислить книги). А сегодняшнее путешествие завершено. Все вы очень хорошо работали, читали, отвечали на вопросы, показали, что вам не безразлична судьба героев сказки.

Выставление оценок с комментарием.

Примечания.

  1. Урок проводит один учитель начальных классов, так как ведет в параллели уроки театра.
  2. На уроке возможна импровизация, так как количество ходов в игре непредсказуемо, но все таки, необходимо придерживаться основной канвы урока. Например, после 6-го хода миновали замок Людоеда, оказались у реки. Можно спросить: “Какое серьёзное испытание осталось позади? Как удалось друзьям освободить Элли? Какое новое слово узнал Страшила? И т.д.
  3. Необходимо подготовить дополнительные вопросы там, где имеются стрелки возврата или перемещения хода.

а) если первый ход в начале будет повторяться, сказать, что Веллина, которая следит за путешественниками по своей волшебной книге, решила помочь и перенесла из на … ходов вперед. Какое условие было написано в волшебной книге Виллины? Мы очутились в волшебном лесу Железного Дровосека, а кого, встретила Элли раньше на пшеничном поле?
б) если по времени игра не закончилась, можно сказать волшебные слова и очутиться на последнем ходе.
“Бамбара, чуфара, скорики, морики, пикапу, трикапу, лорики, ёрики”.
в) если времени не хватает, выяснить, что задержало путешественников в пути к Фиолетовой стране. Затем сказать, что Летучие обезьяны стали помогать Элли и её друзьям. Выяснить, почему и перейти на нужный ход игры.