Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. Фрагменты из опыта работы

Разделы: Школьная психологическая служба


Анализ работы школьных психологических служб показывает, что психологи занимаются в большей степени диагностической работой – исследовать, изучить, протестировать, проанкетировать и т.д. А замысел, идея многих диагностических средств могут быть использованы и в развивающих, и в обучающих упражнениях. Приведенные упражнения этому пример.

Для большинства упражнений требуется предварительная подготовка, наличие необходимых карточек. Для постоянной работы можно заводить тетради, в которых и будут работать дети, и собираться вся информация о ребенке.

Эти упражнения могут быть использованы как в работе со всем классом, группой детей, так и на индивидуальных занятиях и при консультировании. Задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальных классов. Каждое упражнение может проводиться как целое занятие или часть его.

Упражнение 1. Царство клякс. (Развитие воображения)

Задачи:

  • Развивать внимание, воображение и творческие способности.
  • Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
  • Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.

Используемый материал: Фломастеры, карандаши, карточки с заготовками, например <Рисунок 1>.

Рис. 1

Задание:

“Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают. Радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах? Лист можно переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть заколдованных зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все. Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там заколдовали. А потом придумайте про них историю”.

Упражнение 2. Путешествие по волшебному городу.

Задачи:

  • Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и творческие способности.
  • Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
  • Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.

Используемый материал: листы в клетку.

Задание:

Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие, добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил. Кто это мог быть? Почему? И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем? Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки – это лазейки для врагов <Рисунок 2>.

Рис. 2

Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену <Рисунок 3>.

Рис. 3

Жили в этом городе люди, как и мы, в разных домах – маленьких деревянных и больших многоэтажках. А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т.д. <Рисунок 4, 5>.

Рис. 4

Рис. 5

Было в этом городе много машин, но были все они одинаковые. Пририсуем им колеса и рули <Рисунок 6>.

Рис. 6

А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах? <Рисунок 7>.

Рис. 7

Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры <Рисунок 8>.

Рис. 8

Около каждого светофора был пешеходный переход <Рисунок 9>.

Рис. 9

Однажды в городе произошло печальное событие – сломались все светофоры, стали они гореть только красным светом. Что делать?

На помощь пришел робот <Рисунок 10>.

Рис. 10

(Продиктовав половину задания, попросить нарисовать вторую половину по образцу в зеркальном отражении)

Дорисуйте роботу все необходимое (лист можно переворачивать), придумайте про него сказку, а также волшебные слова, которые нужно сказать роботу, чтобы отремонтировать светофоры.

Упражнение 3. Удивительный квадрат.

Задачи:

Развивать внимание, логическое мышление.

Используемый материал: форма для заполнения, желательно на отдельном листе, геометрические фигуры <Рисунок 11, 12>.

Рис. 11

 

Рис. 12

Задание:

  • До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.
  • Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.
  • Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
  • Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые форме.
  • Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
  • Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 90?)

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по цвету.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах <Рисунок 13, 14>.

Рис. 13 Рис. 14

Упражнение 4. Хорошо ли мы знаем друг друга?

Задачи:

  • Развивать социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение дать независимую от субъективного мнения описательную характеристику человека, умение присоединения и чувствования.
  • Исследовать ведущие тенденции в классе.
  • Учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.
  • Направить работу на создание единой общности класса.

Задание:

Каждому необходимо написать достаточно подробные характеристики трех человек – мальчика, девочки и себя. Характеристика может содержать описание черт характера, проявлений поведенческих реакций без рассказа о внешних признаках человека – роста, цвета глаз, волос и т.п. Каждая характеристика пишется на отдельном листе бумаги, указывается, чья это характеристика и кто ее писал.

Далее зачитываются характеристики в случайном порядке, а дети отгадывают, кто бы это мог быть, и записывают их фамилии.

После этого списки сверяются. Тому, кто правильно отгадал более 80% характеристик (показатель можно изменять на усмотрение психолога), присваивается звание “Юный психолог”.

Обсуждение. Все вместе обсуждают трудности составления характеристик и отгадывания их. Можно провести беседу о чертах характера и их проявлениях. Узнали что-нибудь новое о себе и других? Обсуждение можно завершить игрой “Узнай по голосу, по прикосновению”.

Упражнение 5. Мой характер.

Задачи:

  • Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.
  • Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.
  • Исследовать уровень развития рефлексии.
  • Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.

Используемый материал: Карточка для заполнения, либо рисунок на доске <Рисунок 15>.

Рис. 15

Обсуждение. Все люди разные, и отличаются они, прежде всего, своими характерами. Какие черты характера вы знаете? Какие черты характера можно назвать положительными, а какие отрицательными? Может ли одно и то же качество характера быть как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры. Какие качества характера помогают нам в жизни, а какие мешают? В каких ситуациях одно и тоже качество может помочь нам, а в других ситуациях помешать? Можем ли мы назвать качества характера, которые мешают нам в жизни, отрицательными или нет, и почему?

Задание:

Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.

Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х – неизвестное, что пока в себе еще непонятно.

Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так <Рисунок 16>:

Рис. 16

Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Например, <Рисунок 17>.

Рис. 17

Как такие изменения могут отразиться в реальных ситуациях – на уроке, в общении с друзьями и т.д. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.

Общее обсуждение. На данном этапе требуется обязательное согласие ученика на обсуждение его результатов всем классом. Нужно ли, по мнению класса, что-то изменить в характере конкретного ученика или его качествах. Каждый ученик может высказать свое мнение о соответствии заполнения формы характеру данного ученика. Кроме этого, что более ценно, ученики могут высказать свои рекомендации, что можно изменить в характере данного ученика, чтобы классу было комфортнее с этим человеком, чтобы этот ученик был более успешен как в учебе, так и в общении.

Упражнение 6. Экспресс-газета класса.

Задачи:

  • Развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенденции в классе.
  • Развивать способности самоанализа, самосознания у детей, исследовать уровень развития рефлексии.
  • Учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения.
  • Направить коллективную работу на создание единой общности класса.

Используемый материал: Чистые листы для заполнения, фломастеры, карандаши.

Задание: Создайте совместными усилиями газету вашего класса, в которой есть.

Название (необходимо придумать всем классом).

Формируются группы по 2-3 человека, возможен вариант самостоятельной работы без группы, каждая группа выбирает 1-2 рубрики и создает свой проект:

Рубрики на выбор

  • Новости класса, школы.
  • Литературный уголок.
  • Поздравление.
  • Герой класса.
  • Страшилка класса.
  • Позор класса.
  • Просто финиш!
  • Мой кумир.
  • Развлечения.
  • Учитель года.
  • Урок про урок.
  • О здоровье.
  • Фотовыставка.
  • Рисунки и карикатуры.
  • Объяснение в любви.
  • Детская страничка.
  • Криминальная хроника.
  • Слухи.
  • Своя рубрика.

По мере завершения работы все готовые материалы объединяются в одном месте (на доске, на ватмане и т.д.). Класс обсуждает, анализирует материалы. Какие рубрики выбираются, насколько правдиво описываются реальные события, в целом больше положительного или негативного пишется о классе и т.д. Те рубрики, которые не понравились всему классу или необъективно обидели кого-то, нужно из общей газеты изъять.

Данное упражнение можно проводить с коррекционной целью, тогда желательно жестко ограничить количество рубрик и давать им соответствующие коррекционным целям названия.