Интегрированный урок "Без березы не мыслю России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создание междисциплинарной образной модели, создающей в сознании ребёнка единую картину мира;
  • формирование способов умственной деятельности;
  • развитие связной монологической речи;
  • развитие познавательных интересов;
  • воспитание патриотизма.

Оборудование:

  1. Карточки с описанием Троицы.
  2. Иллюстрации, изображающую берёзу в разные времена года.
  3. Кроссворд “Экосистема берёзы”.
  4. Портрет С. Есенина.
  5. Фотографии села Константинова – родины С. Есенина.

Ход урока

I. Организационный момент. На доске изображения березы в разное время года (Рисунок 1, рисунок 2).

Рис. 1

Рис. 2

II. Основной этап урока.

Учитель: Ребята, прочитайте загадку, написанную на доске.

Дети:

Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,
Четвёртое угодье – белый свет украшать

Учитель: О чём эта загадка?

Дети: Эта загадка о берёзе.

1. Берёза – символ православного праздника.

Учитель: Верно, эта загадка рассказывает нам о символе нашей Родины, любимом дереве всех россиян – берёзе. Наш урок называется “Без берёзы не мыслю России”. Мы откроем смысл каждой строчки этой народной загадки, прикоснёмся сердцем к нашей русской красавице.

Послушайте внимательно сказку, постарайтесь понять, о каком празднике она.

“В некотором царстве, в лесном государстве
Жила – была берёзонька белая да кудрявая.
Снегом зимой укрывалась, весной всем ветрам открывалась.
Спала она всю зиму долгую, но пришла весна-красна.
На крыльях прилетела, солнышком пригрела,
Ветерком обвеяла, дождиком обсеяла.
Проснулась берёзка-красавица,
Стала всем людям нравиться,
Листочками обернулась, серёжками украсилась,
Всему миру понравилась!
Это сказке не конец, а начало.
Всех добрых людей берёзка привечала.
И праздник в её честь на поляне проводится,
Называется он… Как?

Дети: Троица.

Учитель: обратимся к тексту на карточках (текст взят из учебника – тетради Новицкой “Родная земля” 1-2 класс № 4).

Дети читают:

“Честной Семик”

Четверг перед Троицей — седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется он Семиком.

На Семик девушки шли в лес. Тайно завивали венки на берёзах. Через эти венки целовались друг с другом. Обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками-подружками.

А песни пели такие:

Берёзка, берёзка,
Завивайся, кудрява!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Пироги принесли
Со яичницей.
Под тобою, берёзонька,
Не мак цветёт,
Не огонь горит
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзонька,
Всё песни поют”.

Учитель: Давайте и мы берёзку прославлять, величать. Вот вам и первое угодье – мир освящать.

(Дети составляют предложения о берёзе, восхищаются ее красотой)

2. Берёза – часть экологической системы леса.

Учитель: Молодцы, ребята. Но берёза не может расти сама по себе. Она - часть экологической системы. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, с кем связана в природе берёза. (Рисунок 3).

Рис. 3

Вопросы к кроссворду.

1.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

2. Лесная птица. Зимует у нас. Зарывается в снег.

3.

Без рук, без ног,
А ворота открывает.

4.

Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

5.

Под березой у дорожки,
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпа есть – нет головы.

6. Гриб, который поселяется на березе.

Учитель: А можем ли мы человека назвать другом берёзы?

(Дети высказывают согласие и несогласие с предложенным высказыванием.)

Подготовленный заранее ребёнок читает стихотворение “Пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не потушил, не затоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили у костра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.

Учитель: Что случилось в лесу по вине охотника?

Дети: Лесной пожар.

Учитель: Да, верно. По вине человека ежегодно гибнут тысячи гектаров леса. Но наша берёзонька и тут приходит на помощь. На месте лесных пожарищ первыми появляются берёзовые деревья. Их семена приносит ветер, а лиственный перегной постепенно восстанавливает почву, и на ней начинают расти другие породы деревьев. Недаром говорят: второе угодье – лес исцелять.

Но берёза ещё и лечит от многих болезней, её применяли в народной медицине с давних времён, да и до нынешних времён. В баню мы ходим с берёзовым веником, вот и говорится в нашей загадке о третьем угодье – боль утешать.

Берёза – литературный и музыкальный образ.

Послушайте, пожалуйста, одно музыкальное произведение. Скажите, что вы услышите знакомое, какие образы представите.

(Звучит русская народная песня “Во поле берёза стояла”).

Учитель: Назовите, какое произведение вы услышали? Какие образы увидели?

(Дети отвечают, делятся впечатлениями).

Да, ребята, наш народ сложил немало песен о нашей белоствольной красавице. Но я хотела бы вас познакомить с творчеством русского поэта, который дал нашей Родине образное название “страна берёзового ситца” - со стихотворениями Сергея Есенина.

(Читают заранее подготовленные дети).

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

БЕРЕЗА

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

***

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей. (Дети рассматривают фотографии на доске. Рисунок 4, 5, 6). Как много здесь красивых мест, рождающих поэтические слова – образы. И неудивительно, что писать свои стихи Сергей начал ещё в детстве. О себе он писал:

 

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Чую радуницу Божью
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью
Припадаю на траву.
Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Иисус.

Пусть же и в ваших сердцах вы почувствую свою радуницу, станете умными, сильными, грамотными людьми и будете всем сердцем любить свою Родину. Спасибо за урок!