Закрепление таблицы умножения на 7. Решение задач на кратное сравнение

Разделы: Начальная школа


Технологическая карта учебного мероприятия.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Обучающие – научить решать задачи на кратное сравнение, закрепить смысл умножения, понимание взаимосвязи между компонентами и результатами действий умножения и деления; умение читать блок-схемы; отрабатывать вычислительные навыки, закрепить, умение анализировать и решать простые задачи на умножение и деление, в том числе на увеличение и уменьшение в несколько раз.
  2. Развивающие – развитие внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей детей, интереса к математике.
  3. Воспитательные – воспитание самостоятельности и ответственности, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах.

Технология – проблемно-диалогическая.
Методы обучения –проблемно поисковый, словесный, практический, наглядный.
Оборудование
– большой рисунок Кузи, кассета с записью разговора Кузи, магнитофон, карточки с примерами для работы по группам.

Этапы урока.

Этапы урока

I

II

III

IV

V

Время (мин.)

1

7

20

10

2

Технологическая карта урока

Этапы

Время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание

I

1

Постановка целей урока Слушают, запоминают  

II

7

Математический диктант Решают примеры, задачи, выполняют задание на развитие внимания и мыслительных операций Самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой

III

20

  1. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
  2. Первичное закрепление
Делают “открытие” способа решения задач на кратное сравнение.

 

Решают задачи

Коллективная устная работа

 

 

Коллективная работа с проговариванием устной речи

IV

10

Повторение пройденного материала Находят неизвестное число по заданному алгоритму, составляют программу действий и находят значение выражения Самостоятельная работа с последующей проверкой

V

2

Итоги урока. Рефлексия Подводят итог. Оценивают итоги по группам Самооценка.

Ход урока:

I. Активизация познавательной деятельности.

Сообщение темы урока.

  • сегодня на уроке нам предстоит много потрудиться и многое узнать. Мы научимся решать задачи, в которых спрашивается, что нужно сделать, чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого числа.

II. Математический диктант:

1. Начнем с математического диктанта

  • Первый множитель 7, второй множитель 5. Найти произведение. (7*5=35)
  • Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 14 (14/7=2)
  • Делимое 42, делитель 6. Найти частное. (42/6=7)
  • Чему равен первый множитель, если произведение равно 28, а второй множитель 7. (28/7=4)
  • Увеличить 7 в 7 раз. (7*7=49)
  • Уменьшить 56 в 7 раз. (56/7=8)
  • Сыну 7 лет. Отец в 4 раза старше сына. Сколько лет отцу? (7*4=28)
  • В деревне 28 деревянных домов, а каменных на 9 меньше. Сколько каменных домов в деревне? (28-9=19)
  • 151/0 ? (Нельзя)
  • Булочка стоит 7 коп. Сколько стоят 3 таких булочки? (7*3=21)

(Дети устно решают примеры и задачи, а ответы записывают в тетрадь, после чего проверяют и оценивают сами себя)

2. Задания на развитие внимания и мыслительных операций.

- Начертите отрезок АВ, длинна которого 2 см. (Дети доказывают, какой из трех является отрезком и чертят в тетради).


Рис.1

  • Начертите отрезок СД, длинна которого на 7 см больше длины отрезка АВ (СД = 7 + 2 = 9 см)
  • Начертить отрезок MN, длина которого в 7 раз больше длины отрезка АВ (MN = 7 х 2 = 14 см)

III. Изучение нового материала.

1. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня на урок к вам пришел любимый ваш герой, а кто это, вы узнаете, решив примеры и расположив их ответы в порядке возрастания.

К 800 – 574 = (226)
З 450 – 123 = (327)
У 935 – 679 = (256)
Я 396 – 235 = (631)

(Дети решают примеры в тетрадях и разгадывают имя).

- Какое имя у вас получилось? (Кузя)
Учитель включает магнитофон с записью голоса самого Кузи:
- Привет, ребята! Вы узнали меня? Это же я, Кузя! Никак тут у меня одна задачка не получается – вот я и решил к вам заглянуть. Поможете? Не могу понять, как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого числа?
- А для того, чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с геометрическим материалом:
- Положите 8 треугольников. Внизу положите 2 кружка.
- На сколько треугольников больше, чем кругов? Докажите, составляя пары (на 6, т.к. при составлении пар, 6 треугольников остаются лишними).
- На сколько кругов меньше, чем треугольников? (Тоже на 6)


Рис.2

- На сколько надо увеличить число кружков, чтобы их стало столько же, сколько треугольников? (На 6)

- А во сколько раз? (В 4 раза, т.к. 2 х 4 = 8)


Рис.3

- Значит, во сколько раз 8 больше 2? (В 4 раза)
- А во сколько раз 2 меньше 8? (Тоже в 4 раза)
- Каким действием можно ответить на эти вопросы, не выкладывая фигуры? Почему? (Делением, т.к. надо узнать, сколько раз по два содержится в 8)
- Попробуйте узнать с помощью вычислений, во сколько раз 10 больше, чем 5?
Докажите с помощью моделей.


Рис.4

(5 фигур укладываются в 10 2 раза)

Слышится Кузин голос: “Ничего не понимаю”

2. Открытие нового знания.

- Дети, давайте попробуем сформулировать вывод. Что нужно сделать, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого числа?

(Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее)

ФИЗМИНУТКА

1 – 2- 3 три стороны (повороты в стороны);
1 – 2 – 3 три угла (руки на пояс, приседаем);
1 – 2 – 3 три вершины (руки вверх, потягиваемся);
1 – 2 – 3 треугольники пришли.

- А какие бывают треугольники? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные)

3. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

- Откройте учебники на стр.45, таблица №1 (Дети выполняют работу в учебнике)
- Сколько кругов? (6)
- Сколько треугольников? (2)
- Закрасьте одну пару треугольников красным цветом, вторую – синим, третью – зеленым.
- Во сколько раз кругов больше, чем треугольников? Почему? (В 3 раза, т.к. в 6 содержится 3 раза по 2).
- Каким действием можно ответить на эти вопросы? (Делением 6 : 2 = 3)
- Прочитаем хором записи в учебнике (6 в 3 раза больше, чем 2; 2 в 3 раза меньше, чем 6).
- На сколько 6 больше 2? (На 4)
- На сколько 2 меньше 6? Почему? (На 4, т.к. при составлении пар осталось 4 круга лишних).
- Закрасьте их желтым цветом.
- Что показывают желтые круги? (На сколько 2 меньше 6)
- Каким действием узнаем, на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием, 6-2 = 4)
- Какая запись пропущена в таблице? (2 на 4 меньше, чем 6)Запишите ее и прочитайте.

4. Следующее задание №2 стр.46, устно:

- Во сколько раз 56 больше, чем 7? (В 8 раз, т.к. 56 : 7 = 8)
На сколько 56 больше 7? (На 49, т.к. 56 – 7 = 49)
- Во сколько раз 9 меньше, чем 63? (В 7 раз, т.к. 63 : 9 = 7)\
На сколько 9 меньше, чем 63? (На 54, т.к. 63 – 9 = 54)

IV. Повторение материала, изученного ранее.

Самостоятельная работа происходит по группам. Каждой группе дается задание по карточкам.

1. Задание: Найти неизвестное число, пользуясь заданным алгоритмом:

1 гр: а = 3 (21 + 7 = 28)

2 гр: а = 5 (35 + 7 = 42)

3 гр: а = 7 (49 – 8 = 41)

4 гр: а = 8 (56 – 8 = 48)

Рис.5

2. Задание: Составить программу действий и найти значение выражения:

1 гр: (9 х 4) : 6 – 27 : (12 – 9) : 9 = 6 – 1 = 5

2 гр: (35 + 7 ) : 6 х 8 + 49 : (16 – 9) х 9 + 56 + 63 = 119

3 гр: 16 : 1 – 0 х 9 – 2 х 8 = 16 – 0 – 16 = 0

4 гр: 100 + (4 – 4) х 8 – 9 х 9 = 100 + 0 – 81 = 9

Дети по группам выполняют задания, затем выбирают из каждой группы командира, кто решает свое задание у доски. А остальные ребята проверяют и оценивают работу каждой “команды”.

V. Итог урока. Рефлексивная деятельность.

- Вы сегодня очень хорошо занимались на уроке, помогли Кузе решить его задачу, а теперь давайте послушаем, что думает сам Кузя:

“Все просто отлично! Вы замечательные ребята и мне понравилось с вами работать. Вы успешно справились с моим заданием и помогли решить глобальную проблему по математике! Я еще приду к вам. Пока, ребята!