Обобщающий урок по теме: "Проектирование, создание и использование баз данных"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая с элементами групповой и личностно-ориентированной.

Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний по теме “Проектирование, создание и использование баз данных”;
  • воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера;
  • контроль за уровнем усвоения материала;
  • формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений;
  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

  • воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления;
  • учебная: углубление, обобщение и систематизация знаний по базам данных;
  • развивающая: развитие мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: компьютерный класс с Windows 9x или выше и пакетом Microsoft Office, в котором есть Microsoft Access, (проектор с экраном - если есть в кабинете информатики), плакаты с надписями [1]:

  1. Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
  2. Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3. Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор).
  4. Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хуань Юю).

План урока:

  1. Конкурс по разгадыванию кроссвордов.
  2. Конкурс по разгадыванию ребусов.
  3. Конкурс по решению логических задач.
  4. Конкурс по решению тестов (группой или индивидуально по усмотрению учителя).
  5. Конкурс “База данных для предприятия”.
  6. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме: “Проектирование, создание и использование баз данных” в виде игры. Девизами нашего урока будут изречения, которые вы видите на плакатах.

Представим, что администрация “Золотого граммофона” производит отбор команды сотрудников в открывающийся отдел информационных технологий. Для этого проводится конкурс между командами (количество команд по усмотрению учителя). Конкурс состоит из нескольких заданий, за каждое из которых (за каждый правильный ответ) команда получает очки (баллы). За то, что команда выполнила задание первой, ей добавляются дополнительные 0,5 очка. В конце урока мы выясним, кто имеет реальные шансы устроиться на работу.

Одним из основных заданий конкурса будет составление БД “Фонотека” для администрации “Золотого граммофона” по предложенным ими материалам.

1. Конкурс по разгадыванию кроссвордов (см. Приложение 1)
2. Конкурс по разгадыванию ребусов (см. Приложение 3)
3. Конкурс по решению логических задач (см. Приложение 2)
4. Конкурс по решению тестов (группой или индивидуально по усмотрению учителя) (см. Приложение 4)
5. Конкурс “База данных для предприятия” (см. Приложение 5) [2]

Это основной конкурс. По имеющимся данным необходимо составить БД “Фонотека”. В базе данных необходимо отразить не только имеющиеся сведения, но и составить форму для заполнения БД, составить запросы для извлечения информации из базы данных, составить отчеты по запросам, которые необходимы для вывода на печать информации из БД.

Вообще говоря, можно осуществлять печать непосредственно таблиц, форм и запросов с помощью команды ФАЙЛ —> ПЕЧАТЬ. Однако, для красивой печати документов, целесообразно использовать отчеты. Отчеты являются производными объектами БД и создаются на основе таблиц, форм и запросов.

Будем создавать отчеты с помощью мастера. Разберем порядок создания отчета на примере БД Страны мира. (Учитель объясняет как создать конкретный отчет к уже существующей базе данных: в окне БД выделить ОБЪЕКТЫ —>ОТЧЕТЫ —>Создание отчета с помощью мастера —> в серии диалоговых панелей задать таблицу, для которой создается отчет и параметры внешнего вида отчета, щелкая по кнопке ДАЛЕЕ —> в окне БД щелкнуть по кнопке ПРОСМОТР, просмотреть отчет, и если необходимо внести изменения).

А теперь приступаем к самостоятельной работе. Во время самостоятельной работы учащихся учитель проверяет ответы учеников на первые пять конкурсов и суммирует полученные ими баллы (1 балл за 1 правильный ответ). По окончании самостоятельной работы (за 5-10 мин до конца урока) учитель проверяет базы данных учащихся и проставляет баллы (за каждое правильно выполненное задание 1-10 по 2 балла, за 11, 12 – 3 балла).

6. Подведение итогов.

Подведем итоги: кто из вас справился со всеми условиями конкурса и “принят на работу”, а значит, получил соответствующую оценку за урок. Суммируются баллы за все конкурсы и выставляются оценки. (51–41 балл – “5”, 40–31 балл – “4”, 30-21 балл –“3”, ниже – “2”)

Самоанализ урока.

Урок является частью курса информационных технологий 9 класса, хотя он также может использоваться и в курсе информатики 11 класса уровня Б.

Данный урок является обобщающим в разделе информационных технологий БД и проводится в игровой форме с использованием личностно-ориентированного и проблемного методов. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии. Каждый участник старался принести команде как можно больше очков. При выполнении практической работы выявляется уровень ЗУН учащихся приобретенных ими на предыдущих занятиях.

Список литературы.

1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2. Золотова С.И. Практикум по Access. – М.: Финансы и статистика, 2003.