Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели

  • Завершить изучение рассказов М.Зощенко.
  • Научить анализировать; выделять главное тексте; самостоятельно работать.
  • Приобщить учащихся к творческой деятельности.
  • Показать ребятам насколько важно быть внимательным читателем.
  • Оценить уровень ЗУН учащихся по данной теме.
  • Воспитывать чувство товарищества, ответственности, взаимоуважения во время работы в группе.

Педагогическая технология: работа в группах.

Метод обучения: игра, словесный с элементом эвристического.

Средства обучения: тексты, карточки-вопросы, плакаты.

Вид урок: Заседание литературного клуба.

Литература: Учебник литературы под ред.В.П.Полухиной. Рассказы М.Зощенко “Монтер”, “Баня”, “Баретки”, “Галоша”, “Встреча”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем на заседании клуба

“Сатириус”. Каждый из нас может получить право быть его почетным членом, но для этого нужно немного потрудиться. К большому сожалению, председатель клуба задерживается, но он оставил нам послание. Вот оно.

“Дорогие товарищи!

По причине моей болезни, я не смогу приехать к вам. Я долго думал о моей речи на заседании клуба. И вот, что я вам скажу. Вы особо-то и не пугайтесь, ничего страшного не будет. Только вот писателем стать очень трудно. Я вот давеча попробовал рассказ написать, так жена моя до сих пор на кухне сидит и думает, что же я сказать-то хотел. Пущай думает, чем ворчать-то весь день. Вы уж будьте повнимательнее, да и милости просим к нам. Будьте добры, начинайте.

С уважением Наумприходящий Иван Трофимович.”

Было бы сказано. Мы начинаем.

Объясняются правила игры.

Чтобы стать членом клуба, нужно пройти профессиональное испытание.

Оно будет проходить в три этапа: 1 – работа со словарными статьями

2 – викторина

3 – проба пера

II. Основная часть урока. Игра.

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.

Ребятам предлагается проанализировать словарные статьи “ЮМОР” и “Сатира”. Что между ними общего и в чем они отличны друг от друга.

Примечание: Очень важно проанализировать каждое слово в статье, чтобы ребята четко уяснили разницу между сатирой и юмором, сделали правильный вывод в конце урока.

ВИКТОРИНА.

Разминка. Вопросы по содержанию. Из какого это рассказа.

  • Дело это произошло в Саратове или Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана. (“Монтер”)
  • Один было парнишка светлой личностью промелькнул в моей жизни. Да и то сейчас насчет его нахожусь в раздумье. Не могу решить, чего он тогда думал? (“Встреча”)
  • Да нет, говорю, мерси, спасибо. Я уж по шоссе пойду. (“Встреча”)
  • После работы, думаю, пущусь в розыск. Не пропадать же товарищу. (“Галоши”).
  • Я говорю: “Не царский режим шайками ляпать. Эгоизм, - говорю, - какой” (“Баня”).
  • Сохраню ее на память. Пущай потомки любуются. (“Галоша”)
  • Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник обтрепан, внутри байки нет, сносилась байка. (“Галоша”)
  • В пятом магазине спросили цену: девять целковых, и никакой скидки. (“Баретки”)
  • Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важнее в театре – актер, режиссер или, может быть, театральный плотник. (“Монтер”)
  • И другие вопросы на выявление знаний текста.
  • Примечание: За каждый правильный ответ выдается жетон, по количеству которых и выявится группа, которая выиграет.

    Вопросы - загадки.

    Примечание: Сначала вопросы задает учитель, затем каждая команда(группа) готовит вопрос для другой группы.

  • Какие вещи хотел получить герой у банщика из рассказа “Баня”. (Брюки, пальто, мыло)
  • Как герой из рассказа “Баня” вышел из положения, когда искал место для хранения бирки?
  • Почему он ушел не помывшись?
  • Как стали поступать продавцы после посещения магазинов Трофимыча и Нюшки?
  • Почему Трофимыч и Нюшка долго не могли купить баретки?
  • Что нужно было сделать герою для того, чтобы ему вернули галошу?
  • Какое обстоятельство огорчило героя, когда он получил потерявшую галошу?
  • Какой вопрос мучил главного героя в рассказе “Встреча”?
  • Какую специальность имел попутчик в рассказе “Встреча”? (Пищевик)
  • 3. Кто ты такой? (АКС) Индивидуальная работа. В центр класса выходят по одному представителю от каждой группы. Им дается по карточке, на которой написана характеристика персонажа. Ученик должен определить – кто он такой?

  • Я занимаю достаточно высокий пост. Однажды оказался я перед делемой: быть или не быть? И вышел достойно из нее.
  • На работу и с работы я езжу на трамвае, что и стало причиной моей беды, которая мне доставила немало хлопот.
  • Я отец благородного семейства. Ну и, сами понимаете, домочадцев приходится кормить, одевать, обувать. Вот как раз при покупке вещей одной из них, со мной и приключилась эта история.
  • Я небогато одетый человек. В сандалиях, вместо рубашки – сетка. Иду по шоссе, смотрю, человек впереди идет . Хочу подсказать как укоротить свой путь, но он убегает от меня.
  • Пришел я однажды в общественное место (по мужским дням) и столкнулся с таким множеством проблем, что американцам и не снилось.
  • Примечание: Все виды викторин помогают учителю и ученика определить кто является самым внимательным читателем, кто при чтении не выпускает из виду ни одной детали.

    ПРОБА ПЕРА. Творческая работа в группах.

    • Работа с лексическим своеобразием рассказов. Подобрать слова, выражения, которые помогают писателю передать атмосферу времени, сделать характеристику персонажа более колоритной.
    • Используя данные слова и выражения, включить в рассказ Зощенко новый фрагмент. Ситуация: представьте себе, что при перевозке рукописи автора, поднялся сильный ветер, и один из листочков потерялся. Ваша задача восстановить этот текст, но так, чтобы он ни чем не отличался от оригинала.
    • чем подумал главный герой рассказа “Баня”, когда вышел из нее.
    • чем подумал попутчик, когда догонял главного героя рассказа “Встреча”.
    • чем подумала Нюшка, когда выбежала из магазина в новых баретках.
    • чем мог думать монтер, когда включил свет в театре.
    • III. Заключительная часть урока. Вывод.

      Слово учителя. Ребята, вы хорошо потрудились, показали на сколько вы были внимательны при чтении рассказов М.Зощенко. Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов:

    • Если бы вам довелось лично познакомиться с М.Зощенко, о чем бы вы его спросили?
    • Рассказы М.Зощенко сатирические или юмористические? Приведите аргументы.
    • Докажите свои высказывания.
    • Понравились они вам или нет? Если да, то чем?
    • Я думаю, что каждый из вас достоин, стать членом клуба “Сатириус”, потому что вы действительно хорошо разбираетесь в сатире, умеете писать. И сейчас я вручу вам удостоверения клуба “Сатириус”.