Итоговый урок-викторина в 5-м классе по сказкам "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Литература


Оформление кабинета: портреты В.Жуковского, Г.Андерсена, К.Паустовского, С.Черного, В.Даля; рисунки к сказкам, нарисованные пятиклассниками.

Слово учителя. Сегодня, ребята, на уроке-викторине вспомним о сказках, которые мы вместе прочитали, обсуждали на уроках.

Вы покажете мне, насколько вы были внимательны при чтении. За каждый правильный ответ - фишка. В конце урока подведем итоги.

1. Помните ли названия сказок, их авторов?

Запись на доске.

  • Два …
  • Жена …
  • Сказка о царе Берендее …
  • Конек-горбунок (автор ?)
  • У тебя самого свой ум (автор?)
  • Соловей (автор?)
  • Мирная война (автор?)
  • Морожены песни (автор?)
  •  

2. Из какой сказки отрывок? (читает учитель)

Вздумал старик пошутить над старухою, пошел в поле, поймал зайца и отправился на

реку морды смотреть, вынул одну - а в нее щука попалась. (Жена-доказчица)

Рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле здесь покажи; зажгу я соломинку; ты же, покуда будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, сшей мне пару сапог с оторочкой. (Сказка о царе Берендее)

3. Посылка от книжонка Проши.

(Стук в дверь). Учитель открывает дверь. Входит почтальон Печкин (ученик-старшеклассник в роли Печкина).

Печкин: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Конечно, это я, почтальон Печкин, вот посылку принес. Учитель открывает посылку, а там вложено письмо:

Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Посылка от меня, книжонка Прохора. Высылаю Вам разные волшебные и не волшебные предметы из сказок моего учебника литературы для 5 класса. Вспомните, кому принадлежат эти вещи. Желаю удачи!

Печкин достает предметы и показывает учащимся.

Зеркальце (из сказки “Снегурочка”, принадлежит королеве).

Капуста (её любил козел из сказки Даля “У тебя самого свой ум”).

Заплесневевший кусочек хлеба (“Теплый хлеб” Паустовского, его кинул Филька).

Перстень (Велела достать царь-девица Ивану в сказке “Конек-горбунок” Ершова).

Льдинки в коробке (“Морожены песни” Писахова).

Шашки (“Мирная война” Черного)

Пузырек с надписью “Волшебные слюнки” (волшебные говорящие слюнки  из “Сказки о царе Берендее”)

Блицтурнир.

Самой интересной сказкой из прочитанных в 5 классе вы, ребята, назвали сказку Ершова “Конек-горбунок”. Проведем блицтурнир по ней. (На вопросы отвечает один ученик.):

1. Как звали трех братьев в сказке?

2. Кто топтал пшеничное поле?

3. Что принесло Ивану много-много непокою!

4. Кто божился “хоть пропасть, а пришлеца потурить вон из дворца”?

5. Кто это?

Эта вовсе не красива,
И бледна-то и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

6. Какая рыба нашла перстенек Ивану?

7. В чем искупался Иван, чтоб стать таким, “что ни в сказке не сказать, ни пером не описать”?

8. Вставьте пропущенные слова в отрывок (запись на доске).

Вот въезжает …
Прямо к морю …
Поперек его …
Чудо - юдо …
Все бока его …
Частоколы в … вбиты,
На хвосте … шумит,
На спине … стоит.

9. Из каких сказок герои?

Пришел солдатик, смотреть не на что, из себя Михрютка, голенища болтаются, фуражка вороньим гнездом, даром, что сам мастер. (Лукашка, “Мирная война” С.Черный)

“Он был молчаливый, недоверчивый. Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, наш герой отвечал: “Да ну тебя! Ищи сам!” (Филька, “Теплый хлеб” К.Паустовского)

Герой мой сперва, как добрый идет, головой помахивает, бородой потряхивает, а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то он и отправляется прямо в капусту. (Козел Вася, “У тебя самого свой ум”).

Печкин: У меня тут газета есть, “Волшебные вести” называется. Объявления разные есть, только обратных адресов нет. Помогите мне, скажите, кто мог такие объявления напечатать.

1. Модницы-красавицы! Продается зеркало, умеющее говорить. (Герои немецкой народной сказки “Снегурочка”).

2. Продаем песни. Высылаем песни в ящиках.

На работе песня-подмога,

На гулянке для пляса,

В гостьбе - для общего веселья. (Герои “Мороженых песен” Писахова).

3. Приглашаем посетить Китай, где есть императорский дворец из фарфора и сад, в котором растут чудеснейшие цветы. (Герои сказки “Соловей” Андерсана).

4. Королям и королевам! Президентам и министрам! Дадим совет, как сделать все войны мирными. Полей не перетопчите, детей не осиротите, хаты целыми останутся. (Герои “Мирной войны” С.Черного).

Печкин: Спасибо, ребята, что помогли. Засиделся я у вас. Пойду дальше корреспонденцию разносить.

6. Сказочное лото.

Ребята, вы молодцы! Любите и знаете сказки, читаете сказки народов мира, сказки великих сказочников. А какие сказки были для вас первыми? Конечно, русские народные! Вспомните их и назовите.

7. Загадки.

Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Не лежалось на окошке -
Покатилось по дорожке. (Колобок)

Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Муха дом себе нашла,
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок)

А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавель)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

По тропе шагая бодро,
Сами ведра тащат воду. (По щучьему веленью)

Подведение итогов.