Использование игры в раскрытии темы: "Сложение и вычитание в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

Игры используются, главным образом, на этапе первичного закрепления и повторения. При первичном закреплении игру целесообразно проводить со всем классом, при организации самостоятельной работы можно использовать игровые карточки. Они особенно необходимы для работы со слабыми учащимися, у которых не развит интерес к математике. Игровые задания помогут сформировать положительное отношение к изучаемому предмету.

Наиболее сложный раздел программы во втором классе “Сложение и вычитание в пределах 100”.

Приведу несколько игр для закрепления этого раздела:

1. На доске выставлены карточки с числами

Ученикам предлагается задание: “Разгадай правило, по которому числа, записанные в карточках, связаны между собой и заполни пустые окошки”.

2. Арифметическое домино.

Учитель заранее готовит для учащихся карточки:

Затем раздает ученикам класса все карточки, кроме одной. Ее он ставит на доску. Учащиеся решают записанный на карточке пример. К доске должен выйти тот ученик, у которого на левой части карточки записан ответ первого примера. Он ставит свою карточку рядом с первой. Записанный на ней пример решают все ученики, а к доске выходит тот, у которого на левой стороне карточки записан ответ второго примера, и ставит карточку. Игра продолжается до тех пор, пока цепь всех карточек не будет выставлена. Остальные ученики – контролеры. Они подтверждают или опровергают ответы учащихся, выходящих к доске.

3. Арифметическое лото.

Учащиеся могут работать индивидуально или парами. Учитель раздает ученикам карточки с примерами и карточки с ответами. В карточках с ответами на обратной стороне части рисунка. Ученики решают и ставят ответы. Если они все примеры решат правильно, то у них должен получится рисунок.

4. Цепочка.

Всем ученикам учитель раздает сигнальные карточки красного, зеленого и синего цвета. Учитель выставляет цепочку примеров с тремя ответами. Первый ответ красного цвета, второй - зеленого, а третий - синего. Ученики решают цепочку и показывают ответ. Если ответ красного цвета, то они должны показать сигнальную карточку красного цвета.

5. Рассыпавшиеся бусы.

Учащиеся должны собрать рассыпавшиеся бусы. Для этого надо вписать недостающие числа.

6. Кто быстрее?

Учащимся раздаются карточки. Все работают индивидуально, по команде они заполняют таблицы.

7.  Магический квадрат.

Заполнить пустые клетки так, чтобы суммы во всех горизонтальных и вертикальных рядах были равны.

8. “День и ночь”.

Когда учитель говорит “ночь”, учащиеся закрывают глаза. В уме они должны решить цепочку примеров, например: 20+26-30-8+7+15+50-14+9=? А когда учитель говорит “день”, ученики открывают глаза, те которые решили, поднимают руки. Эту игру можно включит в физкультминутках.

9. “Топнем и хлопнем”.

Эту игру тоже очень полезно использовать в физкультминутках. Дети стоят. Учитель говорит: “7+8=14”. Если согласны - хлопают, если не согласны – топают.

10. “Учитель и ученик” (ПСС)

Всем раздаются карточки, и учащиеся работают парами. Сначала один – “учитель”, а другой – “ученик”. Потом они меняются ролями. Если закончили, то пары меняются. Учащимся очень нравится работать парами. Они в роли “учителя” проверяют друг друга и в роли “ученика” сдают “учителю” зачет.

Используя на уроках математики занимательные игры, я пришла к следующему выводу:

Занимательная игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учащихся глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. И с помощью занимательных игр все учащиеся легче усваивают более трудный материал.