Урок этической грамматики "Сайдыы"по теме: "Традиции, обычаи и национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)"

Разделы: Начальная школа


: Познакомить с обычаями, традициями и национальной культурой коренных народов Республики Саха (Якутия).

Оборудование: карта, фотоальбом, рисунки учащихся, картины “Времена года Якутии”, салама (гирлянда – небольшие кусочки цветных тряпок, привязанные на длинную веревочку).

Ход урока.

Учитель: Ребята, я рада вас видеть на очередном уроке этики и надеюсь, что сегодняшний урок, как и предыдущие уроки, будет вам полезен и интересен.

Посмотрите, пожалуйста, на карту. Велика ли наша матушка Россия? Правильно, ребята, велика. И в ее состав входит наша Республика Саха (Якутия).

Якутия образовалась 27 апреля 1922 года. Она расположена на северо-востоке России и Восточной Сибири.

Столица Якутии удалена от Москвы на 8 468 км, поэтому жители Якутии на 6 часов раньше встречают новый день.

Площадь Якутии 3 млн. 103 тыс. км, что составляет 1/7 часть территории России. Территория Якутии входит в пределы 3-х природных зон: тундры, лесотундры и тайги.

-Ребята, а если она входит в пределы 3-х природных зон, скажите: “Чем богата наша Республика?” (лесом, а в лесу много животных, ягод, грибов, орехов).

-А еще? (полезными ископаемыми: нефтью, газом, углем, алмазами, золотом, песком, глиной и многим другим).

-А какая промышленность в Якутии? (лесная, нефтегазовая, горнодобывающая, золотопромышленная).

-Скажите, пожалуйста, а какие народы живут в Якутии? (русские, буряты, якуты, украинцы, белорусы) .

-Докажите, что люди разных национальностей живут в Якутии. (учащиеся: меня зовут Маша – я русская, но живу в Якутии. Я – Женя, я – бурят, но тоже живу в Якутии. Я – Ксюша, я – украинка и тоже живу в Якутии и т. д.).

-Правильно, ребята!

Очень богата и разнообразна наша Якутия, а также и многонациональна, но коренное население – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы. И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура.

-Какой праздник у русских? (масленица, на этом празднике пекут блины, всех угощают ими, танцуют, поют частушки).

(А у нас, у бурятов, интересный праздник “Сур-харбан”. В этот день угощают позами, бараньим мясом, танцуют массовый танец “Ехор”, устраивают спортивные игры, скачки. А у нас, у украинцев – рождество. На празднике готовят 12 блюд, ходят колядовать, за колядки их угощают, а утром они пьют чай с этими угощениями).

-Как все интересно, ребята, правда?

-Но сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с обычаями,  традициями и праздником Республики Саха (Якутия).

-А что такое праздник?

Ответы детей:

-праздник это проявление всех форм и видов культуры. Раньше он давал полное слияние с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Народное искусство связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки, былины неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле.

-А кто мне скажет, какой традиционный праздник у якутов? (ысыах).

- Правильно, ребята!

1-й ученик: Да, этот праздник имел тесную связь со скотоводческим хозяйством. Он проводился в начале лета, в июне, когда кобылицы хорошо доились и заготовлялось определенное количество кумыса . Жрец Айыы-Ойууна (белый шаман) возносил перед огнем благодарность, хвалу и молитву небожителям и духам природы.

2-й ученик: Ысыах начинался с церемонии кропления кумысом земли или выплескиванием его в огонь. Суеверные люди думали, что соблюдение этого обычая способствует развитию скотоводческого хозяйства. Вслед за окроплением или выплескиванием начиналось пиршество. Основным угощением были кумыс и мясо.

(Дети разносят всем гостям кумыс и мясо).

3-й ученик: Призывали и угощали духа-хозяйку местности, покровителя рогатого скота. Имя каждого призываемого существа украшалось эпитетами, характеризующими его образ.

Арыы, ханьах алаастаах,
Уут куэллээх
Суорат тураннаах,
Самнах от дайдылаах,
Саhыл суэсюлээх
Ынахсыт (хотун)…
Симисээк огогутугар
Юрюн хара тююлээгин
Уксэтэн биэрин!
с масляными полянами,
с молочными озерами,
с солончаками из варенца,
обитающие в зарослях травы,
с красивым, что лисица скотом
госпожа Ынахсыт (Коровница)
дитяти своему Симисээку
Белошерстный и черношерстный
скот его умножьте, подайте ему!

Так восхваляя призываемых божеств, просили их наделить и счастьем, и скотом устроителя Ысыаха.

4-й ученик: На празднике выступали народные певцы, сказатели-олонхосуты исполняли Олонхо. Устраивали спортивные игры, конские скачки, борьба, перетягивание на ремнях, палке, состязание по прыжкам разных видов:

кылыы – на одной ноге, ыстанга – по очереди на каждой. Заводились хороводы, пляски. Мужчины и женщины брались за руки, составляя большой круг, и двигались по солнцу, повторяя куплеты запевалы. Это называлось танцем Осуохай.

-Давайте и мы посмотрим якутский танец, который называется “Капелька”.

-Какие чувства вызвал у вас этот танец, о чем он? (Пробуждение природы).

5-й ученик: Олонхо – важная часть духовной культуры якутов. Любое Олонхо представляет собой богатырский эпос. В нем изображается добро – с одной стороны, а зло – с другой. Обитатели добра называются людьми племени Айыы-Аймага, а обитатели злых духов – существами Абаасы-Аймага. Нападающим обычно является богатырь Абаасы. Он жадный, вероломный, везде и всюду сеет зло.

Богатырь Айыы проявляет героические подвиги, ведет тяжелую продолжительную борьбу с ним, в конце концов одерживает победу над духом Абаасы. Добро побеждает зло.

6-й ученик: А об охотниках, убивших того или иного животного – у них такие обычаи:

Охотник, убивший лису и принесший ее к дому, не входит со своей ношей. Он предварительно стучится в незапертую дверь и на вопрос: “Кто?” Отвечает: “Я – Байанай!” Тотчас радостно выносят ему одеяло или шаль. Охотник обертывает лисицу, а именно голову, после этого вносит в дом, не показывая ее огню. При входе охотника в дом, вливают в огонь что-нибудь из молочного продукта, предназначая это богу охоты Байанаю, как благодарственное жертвоприношение. Вечером устраивают пирушку. Шкуру лисицы сдирают, не показывая огню из боязни его гнева, так как чистый дух огня брезгует нечистым животным – лисой.

7-й ученик: А если убивали горностая или прочих хищников, то мордочки им намазывали каким-нибудь молочным продуктом, чтобы они в будущем попадали в ловушки. Но когда была убита лошадь, то ее глазное яблоко опускали в прорубь или зарывали в землю – из почтения.

Сейчас мы послушаем песенку на якутском языке, которая называется “Где ты был, Черный баран?”.

8-й ученик: Послушайте еще один обычай: когда в гости приходил соседский ребенок, до того долго не бывавший у них, то кто-то из домашних протирал ему лоб с пеплом из шестка (очага). Если этого не делать, то дух, хозяин огня брызнет на него сыпью и коростами, так как он не уверен в чистоте этого ребенка, а когда он увидит пепел на лбу, то будет знать, что ребенок из своих.

Учитель: За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную материальную и духовную культуру. Народы Крайнего Севера более бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.

Песня на якутском языке - исполняет ученица 2-го класса.

Учитель: В своих рисунках дети тоже отразили традиции, обычаи и праздник Республики Саха (Якутия). В рисунках нарисовано много сэргэ.

9-й ученик: В старину на дворах богатых и знатных хозяев сооружали много различных сэргэ, но обязательно нечетное число, ибо все нечетные числа имели прямое отношение к небу, высшему божеству.

Каждая свадьба, рождение ребенка и другие знаменательные события сопровождались изготовлением особого сэргэ. Их устанавливали перед входом в дом, в ряд, навстречу солнцу. Есть сэргэ, охраняющий от злых духов. Выделяются 3 группы сэргэ – надворные коновязи для привязывания коня, культовые и ритуальные.

Учитель: Богата у якутов и современная культура. Много театров, музеев, изобразительное,   декоративно-прикладное искусство, балеты, профессиональная музыка, различные ансамбли и многое другое.

Ну, вот и подошел к концу наш урок. И я хотела бы, чтобы вы отгадали кроссворд о том, что запомнили из урока.

1. Какой праздник имел тесную связь со скотоводческим хозяйством? (ысыах).

2. Глаз какого животного опускали в прорубь или зарывали в землю из почтения? (лошадь)

3. Как назывался напиток, который был главным угощением на празднике? (кумыс)

4. Как назывались существа, обитатели злых духов? (Абаасы).

Рефлексия:

Ребята, у вас есть предметы, которыми мы сейчас воспользуемся.

1. Интересны ли якутские традиции и обычаи, о которых мы сегодня узнали?

“Да!” - солнышко. “Нет!” - тучку.

2. Хотели бы вы принять в них участие?

Да!” - синий цветок. “Нет!” - коричневый цветок.

3. Знакомы ли с этими традициями ваши родители?

“Да!” - красный цветок. “Нет!” - белый цветок. “Не знаете!” - коричневый цветок.

Я надеюсь, ребята, что после этого урока, узнав о традициях, обычаях коренных народов Якутии вы будете относиться с уважением к ним. И обязательно познакомьте с ними своих родителей.

Песня “Якутия”

Ты широка, ты велика Якутия.
В недрах твоих спят облака Якутии,
В дымку снегов как в белый мех закутана,
Ты для меня красивей всех, Якутия.

Бродит олень в тундре твоей, Якутия.
Машут тебе стаи гусей, Якутия.
Соболя след в тайгу ведет запуганный.
Тает весной твой синий лёд, Якутия.

Сердце твое – чистый алмаз, Якутия
В песнях звенеть будет не раз, Якутия.
Мерзнет земля насквозь пургой продутая,
Но не ищу земли другой, Якутия.