Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Различные формы взаимодействия с семьей предлагает программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет "Из детства в отрочество" Т.И.Дороновой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Гордовой.

Внедряя эту программу, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию.

Для её достижения мною, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком».

Огромная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям.

Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к миру ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение.

Дошкольное детство самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к миру.

Показать пример такого отношения, помочь заложить его, могут только взрослые, окружающие ребенка, прежде всего его мама и папа. В.А.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми". Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:

-труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь;

-труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей;

-труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя.

В ходе таких встреч обязательно обращаю внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.

Для полноценного овладения понятием "трудовая деятельность" я решила строить работу по двум направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений.

Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата.

Но вот понятие "профессиональный труд" можно формировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главную роль я отвожу формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, завхоз.

Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогают мне решать целый ряд важных задач:

-делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

-формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

-демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

-дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;

-помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

-способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.

Работу по данной теме я начала с диагностики детей, которая на начало средней группы показала, что лишь четыре человека, а это составляет 28,5% - знают профессию мамы, и два человека - 14,2% - профессию папы. Никто из детей не мог рассказать, чем увлекаются родители. На вопросы: "Какая твоя мама? Какой твой папа?" давали односложные ответы. А на вопрос: "Почему ты любишь своих родителей?" 8 человек, что составило 57,1%, ответили - "за то, что покупают конфеты и игрушки, катают на машине", - что показывало потребительское отношение.

Передо мной встала задача: смотивировать родителей на участие во встречах, определить их интересы, увлечения, хобби.

Мною был составлен опросник, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек.

На родительском собрании я рассказала о своем желании проводить "Встречи с интересными людьми". Объяснила, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, наметила план встреч таким образом, чтобы они помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы.

Второй этап - это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым. Первые встречи проводила с сотрудниками группы и детского сада.

Прежде всего, пробуждала интерес детей к предстоящей встрече или теме, мотивировала их. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, я вносила в группу вышивку. Рассматривала ее с детьми. Восхищалась работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале обязательно закладываю положительное отношение у детей и только потом даю информацию.

Предлагала узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве.

Открывала в группе выставку из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему. Рассказывала об истории вышивки, показывала пяльцы, наперсток, разные иглы, объясняла, зачем они нужны, как их можно использовать. Вносила образцы, выполненные в разной технике. Демонстрировала разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть. Показывала образцы тканей: ситец, лен, вафельную ткань и др.

Рассказывала, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения. Обращала внимание на аккуратность, чистоту вышивок. Демонстрировала, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Подводила детей к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выражали желание пригласить ее на встречу.

Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно.

Предлагала подумать, что хотелось бы узнать у человека, с которым планируем встречу. Индивидуально с каждым обговаривала вопросы, помогала их формулировать, давала установку на то, что вопрос надо запомнить.

Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором рассказывал. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь.

Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей.

Параллельно работала с взрослым. Советовала, что принести на мероприятие, давала перечень детских вопросов. Подсказывала, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовала на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагала принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать.

Старалась обучить взрослого педагогическим приемам, которые можно использовать и в процессе встречи, и в процессе разных житейских ситуациях. Например, во время встречи со стоматологом советовала взрослому при обучении чистке зубов, использовать героя сказки. Тренеру ДСШ объединить упражнения на растяжку общим сюжетом.

Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.

Обращала внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Предлагала подумать, какой подарок гость приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это может быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или зубные щетки при встрече с врачом стоматологом, или тренажеры при встрече с тренером.

Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности. Например, любитель домашней выпечки, готовил вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Тренер ДСШ - проводил тренировку и разучивал новые игры.

Встреча может стать началом работы настоящего кружка, как это случилось с мамой увлекающейся вышивкой.

Решая нравственные задачи, накануне мероприятия готовила с детьми подарок и приглашение для взрослого, проводила "школу этикета". Обговаривала, как гостя будем встречать, где удобнее раздеть, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решали, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты.

Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Начинается встреча с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем я проводила знакомство. Представляя гостя, обязательно называла его профессию и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращала внимание на индивидуальные особенности каждого. (Это Даша - она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…).

Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть.

В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Я обращала внимание на значимость того, чем занимается наш гость, восхищалась "золотыми руками", которые помогают в жизни. Мы прощались и провожали его. Если встреча проходила в среду, в день традиционного чаепития, то приглашали к столу и угощали чаем.

Такая работа проводились в группе в течение двух лет. Результаты ее меня радуют. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам.

Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей.

Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Мамы те, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Показатели диагностики сентября 2002г. я сравнила с показателями апреля 2004г. В сентябре 2002 знали профессию мам: 4 человека - 28,5% пап: 2 человека - 14,2%

В апреле 2004г профессии родителей знали.-100%.

Произошли изменения в выборе детей. В сентябре 2002г., отвечая на вопрос: "почему ты любишь папу или маму?" потребительское отношение отмечалось у 8 детей - 57,1% по отношению к мамам, и у 6 - 42,7% - к папам.

В апреле 2004г. показатели изменились. Потребительское отношение к мамам отмечалось у 2 человек - 14,2% к папам у 1 человека - 7,1%.

В сентябре 2002г., отвечая на вопрос: "почему ты любишь маму?" её личностные качества выбрали 3 человека - 21,3%, пап так же. а в апреле 2004г. – мам 11 человек - 78,2%, пап 9 человек - 64,2%

В сентябре 2002г. выбор в пользу совместной деятельности с папой сделал 1 ребёнок - 7,1%, с мамой - 2 ребёнка - 14,2%, а в апреле 2004г.-и с мамой и с папой по 7 человек - 50%

В сентябре 2002г. лишь 2 человека знали увлечения своих пап, что составляло 14,2% . В апреле 2004г. - все дети называли либо увлечения родителей, либо домашний труд, которым любят заниматься папа или мама.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Они легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.