Мониторинг как технология управления качеством обучения

Разделы: Администрирование школы


Содержание образования в гимназии не только строится на условиях свободного выбора учащимися его конкретных форм, но и предусматривает обязательную обратную связь в ходе образовательного процесса. Это требует системы внутришкольной информации о текущем состоянии учебного процесса. Создать ее можно только на основе мониторинговых исследований.

Созданию системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно- воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.

Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в гимназии создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

Задачи мониторинга:

  • <>сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно- воспитательном процессе и разработка планов работы администрации и учителей гимназии.
  • <>своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
  • <>предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
  • <>осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне гимназии;
  • <>оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
  • <>профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Объект мониторинга.

<>

Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

<>

Внутригимназический мониторинг является системой, включающей:

<>

Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

<>

Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.

<>

Психолого – педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья гимназистов, развитием их индивидуальных способностей.

<>

Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья гимназистов.

Методы сбора и обработки информации:

  • экспертный опрос;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • посещение уроков;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка.

Ответственность.

1. За уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков несет ответственность заместитель директора по учебной работе.

2. За состояние воспитательного мониторинга несет ответственность заместитель директора по воспитательной работе.

3. За состояние психолого-педагогического мониторинга несет ответственность психолог.

4. За состояние медицинского мониторинга несет ответственность врач.

Этапы мониторинга.

На первом этапе (подготовительном) определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки (ими является не только предметное содержание, но и общеучебные умения, которые входят в компетентность гимназиста).

Второй этап основной (практический). Методы сбора и систематизации информации разнообразны:

  • наблюдения,
  • анализ документов,
  • посещение уроков,
  • контрольные срезы,
  • анкетирования,
  • тестирование
  • самооценка и т. д.

Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.

В гимназии создана Программа мониторинга по следующей форме:

Объект мониторинга

Содержание мониторинга

Диагностические методики

Ученик Уровень развития индивидуальных особенностей учащихся:
  • память;
  • внимание;
  • мышление.

Уровень сформированности основных мотивов учебной деятельности.

Нормализация учебной нагрузки

Психолого – педагогический мониторинг. Автор Д.М.Матросс,

П.И. Третьяков. Управление школой по результатам. М., «Новая школа», 1997. Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам».

П.И. Третьяков. Управление школой по результатам. М., «Новая школа», 1997.

Программа исследования нормализации учебной нагрузки. И т. д.

В программе определены объекты, содержание, диагностики и сроки мониторинга. Такой комплексный подход помогает получить целостное представление об образовательном процессе гимназии.

Исследования по объектам «класс» и «учащиеся» характеризуется самым большим и трудоемким объемом работы, но они дают большой материал для планирования.

По данному направлению мы ведем долгосрочный мониторинг и текущий.

К долгосрочному, т.е. наблюдением за изменением в образовательном мониторинге с течением времени, относим отслеживание творческого уровня (количество медалистов, участие в олимпиадах всех уровней, участие в конференциях, дистанционных проектах, поступление выпускников в вузы, ЦТ и т д.) Данные оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Текущий мониторинг в гимназии представлен двумя уровнями.

<>

- первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный наставник ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям);

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия « учитель- ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей Учитель помогает ученику найти свое поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.

Чем эффективнее работа учителя, тем заметнее продвижение ученика в приобретении знаний.

Для отслеживания результатов учителя используют разные виды контроля.

Каждый учитель ведет тематический учет знаний. Мы не рекомендуем учителю определенные схемы, каждый разрабатывает такую систему отслеживания, которая является эффективной и позволяет:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности.

Кроме тематического учета учителями разработаны «Листы мониторинга» на каждого ученика. В нем отражена учебная деятельность ученика на уроке, качественные показатели, общеучебные навыки, фиксируются изменения, происходящие с учеником в течение учебного года. По окончании семестра учитель определяет СОУ каждого ученика, ведет рейтинговый учет достижений, информирует родителей о результатах.

Благодаря оперативной связи, своевременно выявляются трудности ученика в учебной деятельности и разрабатываются коррекционные карты.

Данный мониторинг позволяет дифференцированно обучать учащихся, развивать их творческие способности, прогнозировать конечные уровни достижений.

Эффективность мониторинга подтверждает результаты.

<>

- второй уровень (внутригимназический) осуществляет администрация гимназии (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения);

Для мониторинга гимназического уровня мы определили несколько направлений.

Прежде всего хочу отметить, что наблюдение нужно лишь в том случае, когда объект постоянно меняется, когда необходимо практически постоянно удерживать меняющийся объект в заданных параметрах, когда происходящие изменения скрыты и нет уверенности, что они носят положительный характер.

1. Отслеживание состояния обучения классов по 3 показателям.

% обученности,

% качества,

СОК.

Основным элементом мониторинга является отметка ученика. Для общей характеристики успешности обучения мы взяли % показатели и формулу измерения степени обученности Смирнова.

Данные обрабатываем по семестрам и полугодиям и наглядно представляем в виде диаграмм.

В конце каждого семестра мы анализируем состояние успеваемости класса и успешность работы коллектива, составляя таблицы стратографического анализа учащихся.

Группы Отличники и хорошисты Резервисты Требуется педагогическая поддержка
Класс
1 класс                                    
2 класс                                    

1 группа – «отличники» и «хорошисты». У них сформированы общеучебные и специальные навыки.

2 группа – учащиеся, имеющие одну «3» по предмету из - за неорганизованности. Этих ребят достаточно направить в работе и результаты будут.

3 группа «троечники». Они нуждаются в индивидуальной помощи учителя, классного наставника.

Такое отслеживание необходимо, чтобы поддержать достигнутый уровень обученности или внести коррективы, выявить причины отрицательной динамики, если она наблюдается.

2. Отслеживание результативности работы каждого обучающегося.

Основным источником информации является карта достижений учащихся. Классные наставники по окончании семестра заполняет карту. (Анализ успеваемости по количественным показателям)

Обработку данных ведем по схеме.

- определяем учебные предметы ( для каждого профиля свои)

- временной промежуток (семестр)

- вычисляем процент качества и средний балл профильного класса и каждого ученика с целью определения уровня его успешности.

- далее данные заносятся в таблицы и на основании данных строятся графики.

С этой картой идет работа на малых педсоветах. При необходимости при обсуждении успеваемости обучающихся рассматриваются результаты мониторинга психолога и учителя – предметника.

3. Второй год действует в гимназии компьютерная программа « Параграф», куда вошли постоянные данные каждого ученика, переменные, изменяемые (учебные достижения.) Проведение мониторинга с использованием компьютерных технологий позволяет значительно сократить время и трудозатраты анализа и при этом значительно повышает информативность результатов.

С использованием компьютерной программы мы проводим исследования качества обучения различным учебным дисциплинам; результативности и качества обучения учителями для проведения аттестации педагогов; проводим сравнительный анализ эффективности сходных методик преподавания различных предметов; обеспечиваем систематический мониторинг качества обучения как для каждого отдельного учащегося, так и для групп учащихся и для образовательного учреждения в целом.

В гимназии введена компьютерная программа « Психологический мониторинг», которая помогает при меньших затратах времени на компетентном уровне отследить тип мышления, внимания, память учеников и т.д.

4. Освоение общеобразовательных программ и профильного обучения.

Данный мониторинг реализуется в форме контроля основных видов: входного, тематического, рубежного, итогового.

Эффективность контроля видим в том, что мы не только фиксируем результаты, но и при подготовке контрольных заданий разрабатываем единую систему анализа, которая позволяет судить

- о педагогической эффективности содержания обучения;

- оперативно реагировать на данные успеваемости, типичные ошибки учащихся, трудности учителей в преподавании отдельных тем.

Эффективность обучения любому предмету зависит от многих факторов, но одним из важнейших является уровень умений учеников самостоятельно учиться, который зависит от уровня владения ими общеучебными умениями и навыками. Именно этот параметр позволяет учащимся успешно обучаться по всем предметам.

Сейчас достаточно много литературы по описанию ОУУН. С учетом специфики учебного заведения мы составили, обсудили и утвердили свою программу. Данная работа в основном идет через кафедры. Собран тестовый материал по всем предметам, который позволяет объективно проверить сформированность ОУУН. Аминистрация ежегодно проводит анкетирование в выпускных классах « Умеете ли вы учиться?» (В.В. Пикан)

Умения Сформированы
Полностью Частично Не сформированы
Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель      
Прогнозировать результаты работы      
Готовить рабочее место в соответствии с заданием      
Планировать ход выполнения задания      
Рационально выполнять задание      
Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы      
Руководить работой группы или коллектива      
Высказываться устно в виде:

-12 пересказа

     
-13 рассказа      
-14 тематического ответа      
-15 характеристики      
-16 сообщения или доклад      
-17 рецензии или аннотации текста      
-18 рецензии ответа товарища      
Участвовать в учебном диалоге      
Включаться в коллективное обсуждение проблем      
Работать с учебником:

1. Понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя)

     
2. Находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу)      
3. Самостоятельно проработать пункт или параграф учебника      
4. Выделять главное в тексте      
5. Пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника      
6. Составлять план пункта или параграфа учебника      
7. Представить основное содержание текста в виде тезисов      
8. Конспектировать текст      
9. Составлять вопросы по тексту      
10. Работать со справочной и дополнительной литературой      
11. Усваивать информацию со слов учителя      

Данные обрабатываются в общую таблицу, анализируется общая картина сформированности ОУУН, делается вывод о работе педагогического коллектива, ведется коррекционная работа на кафедрах.

Такова методика мониторинговых исследований показывает общую картину действия всех факторов, влияющих на обучение, направления, нуждающиеся в более детальном исследовании, проста в применении, наглядна и является хорошим инструментом для отслеживания эффективности профильного обучения.

Результаты последних лет свидетельствуют о работоспособности этой системы.