В 1980 году я окончила Минераловодское педагогическое училище и начала работать в г. Ставрополь учителем начальных классов. В 1990-х годах встретила трудности в проведении уроков чтения и внеклассного чтения. Стала интересоваться литературой по этой проблеме. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации, помимо книги. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учеников.
Не так много родителей, которые могут сказать, что их ребёнок с удовольствием читает. В каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, компьютерных игр, мультфильмов, фильмов и. т. д. Вправе ли мы упрекать ребёнка в том, что игру он предпочитает чтению?
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул.
Взрослые должны открыть ребёнку этот удивительный мир книги, поддержать его на этом пути, не заставляя и не подкупая.
Обучение работе с книгами входит в общий процесс обучения чтению и начинается с периода обучения грамоте. На первом этапе важно вызвать у детей внимание к книге как к привлекательному предмету, с которым можно что-то делать. В это время на фоне недостаточно сформированного навыка чтения важно приобщить детей к слушанию интересных для них книг.
Основная цель работы с детской книгой в 1-м классе – формирование у детей позитивного отношения к слушанию, чтению книг. Поэтому чтение вслух учителем увлекательной книги должно стать наградой и отдыхом для первоклассников после их трудов по изучению грамоты.
Во втором классе я приобщаю детей к самостоятельной деятельности с книгами – рассматриванию их и чтению.
В 3-м классе оформляем выставку книг, прочитанных за неделю, по заранее предложенной учителем теме. Виды работ с выставкой книг: классификация, систематизация по подтемам, жанрам, авторам. Здесь учитель выступает в роли квалифицированного читателя, которому есть чем поделиться с детьми по теме прочитанного.
Цель обучения в начальной школе – формирование основ читательской самостоятельности. Её наличие предполагает, что ребёнок хочет и может читать доступные его пониманию детские книги.
Сначала я сама приношу в класс книги, чтобы с детьми их рассматривать и читать, затем дети сами приносят любимые книги, “нужные” книги.
Невозможно стать хорошим читателем, не обладая навыком ориентирования в отдельной книге и в книжном мире. Целенаправленное рассматривание книги перед чтением помогает понять, о чём она, в каком жанре написана, нужна ли она в данный момент. Рассматривание перед чтением создаёт нужный настрой.
Посмотри на обложку книги. Как ты думаешь, в книге пойдёт речь о твоих современниках или о давних временах? Почему ты так считаешь? (К. Ушинский “Как рубашка в поле выросла”).
Прочитай название книги на её обложке (фамилию автора и заглавие). Что можно узнать о книге по обложке? О ком она? Сказочная она или нет?
На подготовительном этапе дети под моим руководством ориентируются в книге, отыскивая прослушанные произведения или определяя количество или тематику произведений, входящих в книгу.
Дети учатся по внешним приметам, по фамилии автора, определять жанр, эмоциональную окраску произведения. Эта работа помогает на основном этапе безошибочно выбирать книги для чтения с учётом своих интересов.
Сразу подбираю книги сама. Книги берутся в типовом исполнении и в усложнённом, чтобы дети учились преодолевать трудности, возникающие при знакомстве с книгами.
При работе с группой книг я даю задания: назовите тему и жанр; выделите книгу из ряда предложенных; дополните выставку своими книгами. Чтобы упражнения проходили эффективно, нужно, чтобы дети хорошо осознали цель каждого задания, умели правильно рассматривать отдельную книгу и сопоставлять 2 – 4 книги, объединённые жанром, темой, автором, аргументировано обосновывали своё мнение. Только так дети “накапливают” опыт выбора книги.
Прогнозирование содержания – важный вид работы, который помогает ребёнку разобраться в фактическом, сюжетном содержании произведения, также формирует правильный тип читательской деятельности.
Можно ли по заглавию догадаться о характере рассказа? Как ты считаешь, каким будет этот рассказ? (В. Осеева “Плохо”).
Можешь ли ты по заглавию догадаться, что ты будешь читать – сказку или нет? (С. Козлов “В сладком морковном лесу”).
За фактическим уровнем понимания следует осмысление подтекста произведения, т. е. того, что не выражено прямо в конкретных словах, для понимания чего требуется сопоставление фактов и умения делать простые выводы.
Почему закончилась волчья песня? Выбери правильный ответ. (Б. Заходер “Как волк песни пел”).
- Волку надоело петь.
- Волк охрип.
- Люди поймали волка.
Отчего мальчик заплакал? Выбери правильный ответ. (Л. Толстой “Косточка” (быль)).
- Ваня испугался
- Ваня рассердился
- Ване стало стыдно и обидно
Что плохого сделал Ваня? Чему хочет нас научить Толстой?
Сначала для обучения выбираем произведения, которые содержат готовые формулировки главной мысли.
Трудный вариант – когда идея не сформулирована и прийти к её пониманию можно посредством анализа характеров героев, их взаимоотношений и. т. п. Осознанию главной мысли помогает привлечение пословиц, созвучных идее произведения.
Можно ли назвать эту сказку словами пословицы: “Топор лучше шубы греет”? Почему? (Русская сказка “Два мороза”).
Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы: “Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему?”
В кабинете мы оформили классную библиотеку. Дети с особым вниманием относятся к книгам-ветеранам. Книги из классной библиотеки приглашаем на выставки. Рассматриваем и читаем современные, красочно оформленные книги. Родители оформили подписку на журнал “Мурзилка”, газету “Зелёный портфель” (экологическая) для класса. У детей есть возможность читать детскую периодическую печать в классе. Имея представление о жизненных и литературных предпочтениях ребёнка я нахожу и предлагаю детям книги, соответствующие их интересам и потребностям. Это помогает индивидуально организовать детское чтение. Так Сидорова Юлия и Васильев Илья прочитали все сказки А. М. Волкова. Четверо детей прочитали по две сказки - “Волшебник Изумрудного города”, “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”.
Чтобы выявить литературные предпочтения детей, я провожу беседы, опросы детей и родителей.
Книги каких писателей тебе хочется читать? Отметь каким-либо знаком.
- А. Пушкин
- К. Чуковский
- Н. Носов
- Б. Заходер
- Э. Успенский
- Д. Драгунский
Какие книги ты хотел бы читать летом?
- О детях
- О животных и растениях
- О подвигах, о Родине
- О волшебстве, о приключениях
- О чём ещё? Напиши _________
Такие опросы помогают учителю организовать индивидуальную работу с детьми.
У нас в лицее большая библиотека с уютным читальным залом. Добрая и приветливая её хозяйка – Ткаченко Наталья Андреевна. Она всегда находит минутку для маленького читателя. Дети любят ходить в библиотеку. Им нравится самим выбирать себе книги на “своих” полочках. С Натальей Андреевной мы провели праздник “Спасибо, Азбука” (март 2003 г.) , посвятили детей в читатели, повели библиотечные уроки. Первый класс мы завершили праздником “Хорошая книга – твой друг на всю жизнь” (май 2003 г.). Детям пригодились умения работы с книгой, знание прочитанных произведений при проведении праздников:
- “Мы школьниками стали”. 1-й класс. Конкурс “Как хорошо уметь читать!”
- “Турнир смекалистых”. 1-й класс. Конкурс “Сказочный” см. картинки 1, 3.
- “Турнир смекалистых”. 2-й класс. Конкурс “Литературная игра” см. картинки 2, 4.
- Литературная игра “В гостях у дедушки Корнея”. 2-й класс.
- Литературная викторина “Знаете ли вы произведения Н. Носова?” 2-й класс.
- Литературная игра “По страницам произведений Драгунского”. 3-й класс.
Сейчас мы готовим книжную неделю, посвящённую творчеству Г. Х. Андерсена (март 2005 г.).
Как бороться с ошибками при чтении
Темп чтения должен постоянно увеличиваться, а способ чтения совершенствоваться. При переходе из начальной школы в среднюю желательно, чтобы скорость чтения составляла не менее 90 слов в минуту.
Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Как говорится, “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Автоматизация навыка не произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. В случае возникновения трудностей он может растянуться до 5 – 8 лет и более. Мы определяем уровень сформированности навыка чтения у ребёнка и организуем занятия со специальными упражнениями. Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить 7 основных причин: природный темп деятельности; регрессии; отсутствие антиципации; артикуляция; малое поле зрения; уровень организации внимания и памяти.
Чтобы дети читали правильно, перед чтением текста предлагаю им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в новый текст. В учебниках “Литературное чтение” О. В. Кубасовой уже заложена система таких упражнений:
- редактирование;
- орфографические задания со словами, входящими в текст;
- чтение до первой ошибки.
Но мы ещё берём:
- чистоговорки, долгоговорки, скороговорки;
- упражнения “Роботы”, “Спринт”, “Молния”, “Канон”;
- из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко три упражнения: многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
- жужжащее чтение.
Эти упражнения выполняем коллективно, то есть читают одновременно все (каждый в своём темпе), но вполголоса. Здесь важна не длительность тренировок, а их частота. Как радуются дети, когда их чтение улучшается, а количество ошибок уменьшается. Как они довольны! Ведь это показатель их труда!
Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и. т.д.).
Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной.
Динамику развития техники чтения я стараюсь контролировать ежемесячно. Это даёт мне возможность судить о результативности моей работы по формированию качества чтения, помогает определить причины изменения качества в любую сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями. Результаты контроля оформляются графически. Такие графики помогают планировать коррекционную работу с каждым учеником , проводить беседы с их родителями, привлекать их к решению проблем ребёнка. См. рис. 1, 1-1, 2, 2-1.
В 1998 – 99 учебном году я сделала сводный график скорости чтения класса. см. рис. 12, 13. Графическое изображение даёт яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения каждого ребёнка, класса в целом.
С 2002 – 2003 г. я попробовала делать сводные графики по направлениям:
- скорость чтения;
- осознанность чтения;
- правильность чтения;
- выразительность чтения.
См. рис. 11, 11-1, 11-2, 11-3; 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
От правильности выбора тестов для замера скорости чтения зависит полученный результат. Стараюсь брать два текста разных по жанру или разных по трудности. Это позволяет лучше оценить сформированность навыка чтения.
Тексты я беру из контрольных работ по чтению, учитывая класс и четверть.
- В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова “Организация текущего и рубежного контроля за усвоением ЗУН в процессе обучения детей чтению в начальных классах”. Москва “Новая школа” 1994.
- В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова “Чтение. Контрольные работы в начальной школе” Москва “Дрофа” 1995.
- Газета “Начальная школа” (приложение) – контрольные работы.
- “Литературное чтение” Тесты. О. В. Кубасова. Тула “Родничок” АСТ-Апрель Москва 2004.
В книге М.И. Оморокова “Совершенствование чтения младших школьников” Аркти Москва 1997 г. На стр. 150 дана таблица для определения строчного коэффициента (слово средней длины ССД ~ 6,4 знака).
Я заметила, что не всегда сложившаяся система работы подходит для нового коллектива детей. Эту работу я веду с моим 3-м классом третий год.
Интересно было бы узнать, как работают мои коллеги по этой проблеме.
В этой работе мне помогла литература:
- Оморокова М.И. , Постоловский И.З. Рапопорт А.С. “Преодоление трудностей. Книга для учителя” - Москва “Просвещение” 1990
- Костромина С.Н., Нагаева А.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению” Москва “Ось - 89” 1999 г.
- Джежелей О.В. “Помогайка” АО “Столетие” Москва 1994 г.
- Бетенькова М.Н. “Орфография, грамматика в рифмовках занимательных” Москва “Просвещение” 1995 г.
- Журналы “Начальная школа” №№ 8 – 1990 (стр.51); 2 – 1994 (стр. 64); 11 – 1994 (стр. 44).
- Газета “Начальная школа” №25 2004 г.
- Кубасова О.В. “Литературное чтение. Тесты”, (1, 2 классы) АСТ Астрель Москва 2004 г.