Конспект занятия по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений

Разделы: Работа с дошкольниками


Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми может приводить к трем типам поведения.

Первая группа – это неуравновешенные, возбудимые дети. Причиной дезорганизации их деятельности бывает безудержность эмоций, которая получает свою разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышке гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам, а также к негативному отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию, а в целом эмоциональное неблагополучие этих детей не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В основном у них благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значение ссорам.

Вторая группа – дети легко “тормозимые”, с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержанна, чем первая. Эти дети избегают общения. Наблюдая за ними, может показаться, что они равнодушны к окружающим, но издалека, глазами, они все-таки следят за событиями в группе. Эмоциональное неблагополучие этих детей, сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношений к ним окружающих, недовольство детьми, которым они отказывают в достоинствах.

И третья группа детей, основной чертой которых являются многочисленные страхи. Нужно отличать нормальные проявления страха у детей и страха, как ведущего эмоционального неблагополучия.

У детей с эмоциональным неблагополучием страх проявляется в виде беспокойства. Чувство беспокойства является объединяющим началом для страха и тревоги. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Одновременно он совершает много лишних движений или становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Как же помочь детям с нарушением эмоционально–поведенческой сферы. Для выбора эффективных средств воздействия есть разные направления в психотерапии: телесно-ориетированная, арттерапия, музотерапия, игротерапия и другие, которые и я использовала в данных занятиях.

Ход занятия:

- Ребята, я приветствую вас на нашем комфортабельном теплоходе “Демьян Бедный”, и вы поприветствуйте друг друга, можно рукопожатием, поглаживанием, прикосновением, кому как нравится.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей красивой реке Лене. Вокруг прекрасный пейзаж: голубое небо, яркие солнечные лучи приятно согревают нас своим теплом, слышны крики чаек, которые тоже приветствуют нас, и тихо шумят волны…(звучит спокойная музыка).
- Мое имя – самый сладостный звук, мне приятно петь свое имя. Вот послушайте внимательно, как я это делаю, сначала тихо, а потом громко. Теперь я хочу, чтобы каждый из вас пропел свое имя, а мы ему поможем в этом. Молодцы, очень хорошо.

- Давайте сядем на палубу, кому как удобно, выполним упражнение для глаз. Дыхание нормальное, тело расслаблено…

1. Сядьте удобно, положите руки на живот, в области пупка.
2. Глубоко вдохните. Руки должны почувствовать, как живот надувается. Задержите дыхание на 1-2 минуты.
3. Постепенно выдохните через рот. Повторите 5 раз.

Далее необходимо расслабить мышцы шеи, головы и лица, снять напряжение плечевого пояса:

1) Сделайте глубокий вдох и закройте глаза. На выдохе медленно опустите подбородок на грудь. Расслабьте шею и плечи.
2) На вдохе медленно и плавно начинайте круговые движения головой в левую сторону. Плечи расслаблены.
3) При движении головы в правую сторону и вниз, в и. п., сделать выдох.

Повторите 2 раза, затем поменяйте направление вращения и повторите 3 раза.

Во время выполнения упражнений для глаз голова должна быть неподвижна, двигаются только глаза:

  1. Сядьте удобно, голову держите прямо, улыбнитесь.
  2. Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
  3. Не поднимая головы, посмотрите вверх.
  4. Не наклоняя головы, посмотрите вниз.
  5. Смотрите вправо на ухо.
  6. А сейчас влево, еще левее.
  7. Представьте, что на расстоянии вытянутой руки, перед вами квадратное окно. Пройдите взглядом по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый. После 7 повторений “проведите” взглядом из правого нижнего угла в верхний левый.
  8. Закройте глаза и попробуйте медленно “нарисовать” восьмерку, сначала слева направо, затем справа налево. Глаза не напрягаются.
  9. Закройте глаза и вращайте ими по кругу, вначале по часовой, затем против часовой стрелки.
  10. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Откройте на 3-5 секунд, 10 раз.
  11. Посмотрите за окошко и улыбнитесь. А теперь посмотрите на оконную раму и сквозь нее на предмет далеко-далеко за окном – дерево, другой дом, человек, машина.
  12. Еще раз не более 15 секунд поморгайте глазами быстро-быстро.

Молодцы, у вас здорово получается.
- Нашим пальчикам тоже нужна гимнастика.

Речитатив:
Сидит белка на тележке,  ( и.п. - кисти рук сжать в кулак).
Продает она орешки,  (круговые движения кистью вправо, влево)
Лисичке-сестричке,  (разогнуть большой палец)
Воробью,  (разогнуть указательный палец)
Синичке,  (разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому,  (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому.  (разогнуть мизинец)
Вот так !  (раскрыть кисть – пальцы в стороны и в и.п.)

Левой и правой рукой делаем отдельно, затем вместе.

- Хорошо, прекрасно справились, похлопали друг другу.
- Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите? Да, верно - это Ленские столбы, сказочное чудо природы. Полюбуйтесь, как они прекрасны.

Давайте с вами тоже попробуем сложить части разрезанных по фону и контуру фигур, что у нас получилось?

Конечно, вы правы, у нас получился замечательный уголок нашей родной республики Якутии – Ленские столбы. Наш теплоход делает остановку, осторожно спускайтесь по трапу. Посмотрите, как хорошо на берегу, нас ласково встречает растительный мир природы.

-Ребята, назовите, какие деревья и кустарники растут здесь?
- А каких птиц вы знаете? (Гагара, ворон, береговая ласточка, чайка, сокол, журавль, кобчик, стерх ).

Молодцы, я предлагаю поиграть в игру “Лиса с лисятами и сокол”. Давайте выберем “лису” и “сокола” по вашему желанию. “Сокол” уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, изображающий лису, ведет за собой “лисят” по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. “Лисята” в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того “сокол” забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.

- Вы очень хорошо и правильно выполняли правила игры, молодцы, можете себе похлопать.

Пришла пора отправляться в обратный путь. Осторожно поднимаемся по трапу. Располагаемся на палубе нашего прекрасного теплохода.

- Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос (звучит спокойная музыка). Дышите легко и медленно. Хорошо. Вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны.

Над вами летнее, теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой сокол с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.Вот мы уже и на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

  • Ребята, посмотрите, как прекрасно выглядит наш поселок на скале. А кто знает, как называется наш поселок? (Мохсоголлох)
  • Как же переводится это слово с якутского языка? (Соколиная гора).
  • Да, вы правильно ответили. Молодцы. Вот и закончилось наше путешествие.

Рефлексия.

Упражнения