Урок-поиск. Математика в 3-м классе. Тема: "Движение по числовому лучу"

Разделы: Математика, Начальная школа


Урок-поиск помогает закрепить умение определять движение объекта (тела) по числовому лучу (влево, вправо) при равномерном движении, выводить формулу зависимости переменной координаты от времени движения.

Цель: Развивать логическое мышление учащихся, дивергентное мышление, внимание, познавательную мотивацию и зрительную память. Совершенствовать математическую речь.

1. Организационный момент.

Учитель настраивает ребят на успешную работу.

2. Повторение пройденного. Фронтальная работа,

а) На доске записаны числа:

- Какие записаны числа?

(Целые, дробные, смешанные.)

- Выпишите сначала целые числа: 4, 1

- Найдите смешанные числа:

- Выписать дробные числа, предварительно разбив их на группы:

Правильные

Неправильные

- Найдите равные числа:

- Наибольшее число!

- Наименьшее!

- Кто сможет назвать число, меньшее, чем самое наименьшее число. (Ребята предлагают, один ученик записывает... )

- Кто же из прав? (Все правы, т.к. эти числа меньше, чем )

- Докажите. (Все это дроби с одинаковым числителем. Больше та дробь, у которой знаменатель меньше. Следовательно, чем больше знаменатель, тем меньше дробь.)

б) Учитель: Молодцы, вы научились сравнивать и дробные числа, и смешанные, и целые выражения.

Один из героев тоже сравнивал выражения. Вы должны проверить, все ли правильно выполнил этот герой. Если справитесь с задачей, то узнаете, о ком идет речь.

Групповая работа (сообща выполняют задание ученики трех соседних парт.)

- Отложив истинные высказывания, упорядочив их, ребята составляют из соответствующих букв имя героя.

3. Постановка учебной задачи. Вывод.

Гена! Знаменитый крокодил Гена! Герой известного всем произведения, автором которого является Эдуард Успенский. Гость нашего урока.

Да, вот Гена сообщает мне, что есть у него для нас интересная информация о том, что в школу к нам отправляется и Буратино. Но, к сожалению, (учитель смотрит на текст с недоумением), из текста выпали некоторые сведения. Сможем ли мы восстановить содержание этого сообщения? (Учитель передает учащимся карточки для работы.)

- Что наблюдаете на чертеже? (Буратино двигается в школу. Начал движение в
точке с координатой 18, двигается вправо.)

Учитель: Покажите движение Буратино по числовому лучу. Восстановите содержание этого сообщения.

Буратино вышел из точки ... и пошел направо со скоростью ... ед/ч. Через 3 ч он оказался в точке …, которая удалена от школы на расстояние ... единиц. Еще через ... ч он пришел в школу. Всего он шел до школы ... ч.

(Учащиеся заполняют пропуски под руководством учителя, коллективно решая все поставленные вопросы.)

- Как на числовом луче изменяется координата Буратино (т.е. его местоположение) с течением времени?

- Определите координату точки, в которой находился Буратино через 1 час после выхода?..

t Зч
х 27 45 63 72 81

Мимо школы решил пройти Буратино в кукольный театр Карабаса-Барабаса. Ему ужасно хотелось посмотреть кукольное представление. (Ребята наблюдают по числовому лучу.)

! Проблема.

- А через 10 часов? Чертежа не хватает, а хочется узнать, где он будет через 10 часов. Как определить эту координату?

Решение. Нужно составить формулу зависимости переменной координаты х от времени движения t.

x = 18 + 9•t

Теперь мы сможем найти Буратино и через 10, 11, 15, 20 ... часов:

18 + 9•10 = 108(ед.)

18 + 9•11 = 117(ед.)

18 + 9•15 = 153(ед.)

Тогда скажите, сможем ли мы определить, где Буратино будет через 1 сутки? Только если он будет двигаться по прямой, т.е. числовому лучу, причем с постоянной скоростью.

Ребята, а что изменится, если Буратино не пойдет в школу, а пойдет в противоположную сторону, ведь его уговорили лиса Алиса и кот Базилио пойти с ними в Страну Дураков.

Дети: Координата будет уменьшаться. А в формуле знак поменяется на противоположный.

4. Физминутка. Зарядка для глаз.

- Устали наблюдать за движением Буратино? Закройте глазки, повращайте зрачки 5
раз вправо, влево.

- Взгляд в разные стороны (Гена, Буратино).

5. Самостоятельная работа с проверкой.

(Работа в учебниках-решебниках, с.73, №1)

- Гена удивляется вашим умениям. Молодцы, вы радуете его.

А сейчас ребята самостоятельно изобразят движение по числовому лучу черепахи, муравьишки, лягушонка и зайчика.

Записать формулу зависимости переменной координаты х от времени движения. (По вариантам.)

6. Взаимопроверка.

На поле "учитель" выносит +, —.

- Кто получил по + +!

- Получит красный жетон! img1.jpg (5556 bytes)

На доске ответы:

I вариант: x = 20 + 10•t

x = 45 - 9•t

II вариант: x = 12 + 4•t

x = 72 - 12•t

7. Продолжение работы по учебнику.

Усложнение материала. Движение тела по число вому лучу описывается формулой х = 48 - 6•t

Дети должны выполнить обратную операцию, т.е. по готовой формуле изобразить движение тела по числовому лучу.

Фронтальная работа.

"Пошаговое" выполнение задания. 1 ученик у доски (средний).

Двое учащихся под контролем учителя. Тест "Фонарики" (ответы оцениваются кругами разного цвета).

или

Итак, задана формула: х = 48 - 6•t

  1. Из какой точки луча вышла белочка? (48)
  2. Определи направление. (Влево)
  3. Определи скорость ее движения (48 - 42 = 6 ед/ч)
  4. Определи координату точки, в которой находилась белочка через 1 мин после выхо-
    да. (42)
  5. Определи координату точки, в которой находилась белочка через 2 мин после выхо-
    да. (36)
  6. Через 3 минуты. (30)
  7. Через сколько времени она придет в начало луча?

Оценивается работа двух учеников + ученика, работающего у доски.

8. Домашнее задание.

Стр.73, №2. Обозначить движение мышонка.

9. Подведение итогов.

- Как же изменялась координата при движении белочки? (Уменьшается.)

- Почему? (Направление движения влево по числовому лучу.)

- Ребята, почему в последнее время мы так часто определяем координаты? Что это такое? Да, положение тела в данный момент. Нужно ли это нам в жизни?

А может быть, это уже сейчас вы где-то наблюдали?

Кто из вас ездил в поезде? Видели ли вы столбы вдоль железной дороги? Это и есть координаты. А слышали вы про 774 км? Говорят: "У нас дача на 774 км". Что это значит? 774 - координата, т.е. место расположения вашей дачи. Только почему 774? Отсчет идет от Москвы! 0 (ноль) в Москве - это и есть начало числового луча.

А поезда на дорогах не сталкиваются или сталкиваются. Почему? Надо правильно двигаться по координатному лучу!

А как важно соблюдение координат людям военных профессий? Авиация, флот! Очень надеюсь, что наши мальчики, особенно, и девочки тоже, усвоят эту тему. И уж, встав за штурвалы больших кораблей, самолетов, не допустят никаких катастроф, потому что умеют ориентироваться, т.е. определять координату.

10. Итоговый контроль.

В день 23 февраля, защитников Отечества, наш "командующий" предлагает вам последнее на сегодня боевое задание. Разыскать клад. Клад спрятан в одной из координат на числовом луче. И найдет его тот, кто будет очень точно выполнять инструкцию. Раздать боевые листки. (Передаем лист с нанесенным числовым лучом.) Внимание! Известно, что тот, кто спрятал клад, вышел из точки А (2) со скоростью 2 ед/ч и двигался то вправо, то влево, причем скорость движения была постоянной. Вот теперь будьте внимательны.

- 2 часа он двигался вправо; (6)

- потом еще 2 часа вправо; (10)

- затем 3 часа двигался влево по числовому лучу; (4)

- опять 2 часа вправо; (8)

- теперь 3 часа влево; (2)

- и полчаса опять влево (1). И вот здесь спрятал свой клад! И положил на этом месте

огромный камень, чтоб не потерять это местоположение.

- Собрать "сводки"! (Перевернули и передали.) Сейчас мы определим "настоящих разведчиков", а вы проконтролируйте себя сами. (На доске числовой луч с нанесенной на него сеткой движения. Обозначено место "клада".) Учитель называет "победителей" - 5.

11. Итоги.

Чем занимались на уроке?

- Что понравилось?

- Где было трудно?

- Чем хотели бы заняться завтра на уроке?