Программа развертывания педагогической мастерской в рамках экспериментальной площадки "Формирование готовности будущего периода к реализации системного подхода к человеку в профессиональной деятельности"

Разделы: Общепедагогические технологии


“Никто не становится хорошим человеком случайно”

Платон.

“… и тогда обязательно придешь “по графически
запечатленному” пути к наивысшему в себе”.

Л. Н. Толстой

Основная идея работы: Моделирование антропоцентрического подхода к образовательному пространству колледжа на основе базовой культуры личности и в рамках урока школьной педагогики.

Этапы развертывания педагогической мастерской:

I. Исследовательский

II. Проектировочный

III. Коммуникатавно-дидактический

IV. Обобщенно-рефлексивный

Участники развертывания педагогической мастерской:

1. Преподаватели предметно-цикловой комиссии школьной педагогики и психологии

2. Студенты специальности 0309 “Технология”

Краткая характеристика этапов:

I этап - исследовательский.

Основное значение данного этапа работы – изучение руководителем имеющейся литературы по теме педагогической мастерской и обоснование ее актуальности в контексте времени и пространства. Итогом данного этапа работы явился рефлексивный анализ собственной деятельности.

II этап - проектировочный.

Характеризуя данный этап работы педагогической мастерской, можно отметить его коллективный характер. Формирование у каждого участника личной профессиональной ответственности за предстоящую деятельность группы.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. Осмысление теоретического материала, предложенного руководителем

педагогической мастерской, членом предметно-цикловой комиссии школьной педагогики и психологии.

2. Создание банка идей по структуированию материала с аргументацией и трансляцией собственного видения работы мастерской членом ПЦК.

3. Разработка руководителем мастерской проекта деятельности, отыскание в нем противоречий, за которые могло бы зацепиться мышление студента, выбор способов работы и прогнозирование результатов деятельности педагогической мастерской.

4. Педагогический ринг: в вопросно-ответной форме по представленному проекту в рамках предметно-цикловой комиссии работа с трех позиций:

а) практикующего педагога

б) теоретическая позиция философии

в) методолога

В проект вносятся уточнения, изменения.

Замечания: На каждом структурном элементе этапа проходит рефлексивный анализ с использованием матриц и сравнительный анализ педагогов. В процессе деятельности с позиции готовности:

• к творчеству:

• к самореализации

• к здоровьетворению

• к самоорганизации

Ill этап - коммуникатавно-дидактический.

Тема педагогической мастерской:

Самовоспитание личности в современной педагогике.

Цель педагогической мастерской:

Формирование представлений о необходимости (возможности) управления процессом самосовершенствования личности.

Задачи педагогической мастерской:

• Образовательная:

Ознакомить учащихся с целями, этапами и приемами самовоспитания.

• Развивающая:

Развитие и совершенствование навыков анализа, сравнения, интерпретации умений: преобразовывать учебный материал, высказывать согласие (несогласие), сотрудничать в микрогруппах.

• Воспитательная:

Воспитание сознательного отношения к процессу самосовершенствования.

Методы обучения: диалогический, проблемный.

Методы преподавания: стимулирующий, объяснительный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Тип технологии: “Педагогическая мастерская”.

Вид работы педагогической мастерской: “Путешествие к самому себе”.

Материально-техническое и дидактическое оснащение: карта путешествия на доску и в каждую микрогруппу (Приложение 1), аудиокассета со звуковыми письмами, программы самовоспитания, тексты с понятиями.

Алгоритм работы со студентами:

Предварительная работа

Студенты объединяются в микрогруппы по симпатиям.

  • Вводная беседа состоит из следующих вопросов и положений:

- Для того, чтобы человек стал лучше, совершенней, достаточно ли только целенаправленно воздействовать на него?

- С какой закономерностью связана данная особенность процесса воспитания?

- Что значит: Воспитать ребенка можно только при помощи активности самого ребенка?

- Всегда ли хорошо организованное воспитание приводит к самовоспитанию?

- Можно ли сказать что первое - показатель качественности второго?

Положение:

В.А. Сухомлинский писал: “.. .я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутительный результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой”.

• Вопросно-ответное упражнение подводит студентов к формулированию темы педагогической мастерской.

• Студентам предлагается определить цель работы в педагогической мастерской. Коллективным обсуждением сопровождается вопрос о выборе формы проведения педагогической мастерской “Путешествие к самому себе”.

• Студенты рассматривают и анализируют карту путешествия (на доске и у каждого студента, вносят дополнения и изменения).

• Преподаватель уточняет, что данная карта является своеобразным планом изучения данной темы.

• Актуальность данной темы студенты определяют сами.

• Студенты фиксируют положение словами В. Одоевского “Наш век погряз в суетливости, нам не достает созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться, делая выводы, а что же можно здесь ценить” (какой смысл он вносит в эти слова?).

• Работа с понятием “самовоспитание” предполагает выбор из множества правильных определений. Обоснование выбора и анализ ошибочности остальных.

• Для прихода на следующую станцию путешествия целесообразно ответить на вопрос: При каком важном исходном условии любое дело может быть эффективным?

• Студентам предлагается информация для размышления в виде звукового письма от имени Демосфена, К.С. Станиславского, прочитанного одним из студентов. На основании ее делаются выводы о целях самовоспитания.

Положение этого этапа путешествия фиксируется в тетрадях.

ЦЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ:

1. Достичь согласия с самим собой

2. Достичь гармонии с окружающими

3. Развить свои способности

И тогда обязательно придешь “по графически запечатленному пути к наивысшему в себе”.

Основой для моделирования собственной программы самосовершенствования студентов могут стать программы выдающихся людей (К. Ушинский).

Преподаватель фиксирует внимание студентов на промежуточные этапы путешествия. Просит подумать над советами, рекомендациями путешественникам.

Студенты работают в Мигах. В устной форме предлагают советы, рекомендации. Возможно коллективное составление памятки.

После этого Мигам предлагается ответить на вопросы:

Что дал вам отрезок нашего путешествия? Помог ли осмыслить ваши проблемы, чему научил? Задумывались ли вы раньше об этом? И примерно когда это случилось с вами?

После рефлексии студентам предлагается дома поупражняться в составлении собственных “Я – концепций самовоспитания”.

Затем делается акцент на незавершенность путешествия и необходимость его продолжения.

Оценка выставляется каждому ведущим микрогруппы, а ведущему оценки выставляются коллективно.

IV этап - обобщенно-рефлексивный.

Понимание педагогом и студентами “через себя” всего того, что происходило в работе педагогической мастерской, – одно из важнейших условий формирования базовой культуры личности.

Диалогическими центрами на данном этапе работы явились с одной стороны студенты и с другой преподаватели. В работе использовались карты рефлексивного анализа. Анализ сконцентрировал внимание студенческой аудитории на следующих выводах:

1. Пространство педагогической мастерской позволило узнать себя с другой стороны, заглянуть в себя.

2. Работа в педагогической мастерской помогла осознать значимость целостного восприятия себя как личности: органической, духовной и социальной.

3. Деятельность в рамках педагогической мастерской подвела к пониманию важности формирования уже в студенческие годы, готовности к творчеству, самоорганизации, здоровьетворению, строительству ценностных отношений.

Воссоздание и осмысление всех стадий работы педагогической мастерской педагогами колледжа трансформировались в следующее резюме:

1. Каждый этап работы мастерской демонстрировал желание педагогов заниматься творческой деятельностью, выстраивать с коллегами ценностные отношения, наблюдать при этом изменения, происходящие на физическом уровне, а также использовать различные способы самоорганизации.

2. Итогом деятельности педагогической мастерской можно считать также обнаружение резервов в изучении антропоцентристского подхода к человеку.