Использование Т-тренинга на уроках по теме: "Тропинка к своему "Я"через межличностные отношения"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: познание образа “Я” через модель тренинговой группы.

Задачи:

  • Представить форму обучения через технологию проживания
  • Научить студентов модели сопереживания
  • Обеспечить благоприятный психологический климат в группе
  • Создать благоприятные условия для реализации способностей человека
  • Представить инновационные формы деятельности в рамках преподавания предмета психология
  • Вывести студентов на позицию рефлексии

Оборудование:

  • Краски, листы бумаги, цветные карандаши
  • Копилка или сундучок
  • Воздушные шары
  • Магнитофон
  • На доске обозначение графически:

Музыкальное сопровождение:

“Звуки природы”

Домашнее задание:

Создать проектировочные рисунки - иллюстрации по следующим темам: “Я - в Солнечной системе”, “Планета Я”, где человек определяет собственное местонахождение среди других и собственную интерпретацию окружающего мира.

Теоретическое обоснование выбора технологии “Т-тренинга”.

Практическая деятельность преподавателя психологии, а также анализ теоретических источников и рекомендуемой литературы (в соответствии с учебной программой) позволили выявить противоречия: между потребностью использовать в работе инновационные и современные технологии и наличием традиционных приемов и методов обучения.

Причина выбора данной психотехники заключается еще и в том, что в сегодняшнее время учитель способен применить в своей повседневной педагогической практике различные психотехнические навыки, и это, в свою очередь, позволит изменить отношение учителя к работе и повысить удовлетворенность процессом своей работы.

Профессиональная подготовка учителя в педагогическом учреждении не включает в себя психотехническую подготовку, в то время как методическому обучению предметников уделяется достаточно времени. И с точки зрения методики наши педагоги сильны, однако часто они натыкаются на “чисто психологические проблемы”: особенности личности конкретного ребенка, нерабочую атмосферу в классе, отсутствие мотивации…

Интуитивно опытный педагог знает, что чем меньше учитель занимается личностью своих учеников (их душами), тем скорее он разочаровывается в своей профессии, и стремится скрыться от “рабочих” проблем дома.

Возникает как следствие разных причин, “феномен сгорания”, в основе которого лежат особенности личности – низкий уровень самоуважения, регрессивный тип совладание, низкий уровень социальной поддержки, а отсюда уже исходит отношение к работе, неудовлетворенность профессией и т. д. .

Джон Холт в монографии “Вместо образования: Как помогать людям достигать успехи”(1976) обращал внимание на подготовку учителей, где процесс начинается с возвеличивания Учителя – как человека “на пьедестале”, что приводит к “сгоранию”, если нет высокого личностного потенциала. Ведь такой человек не имеет права на ошибки. Необходимо различать Учителя (занимающегося образованием своих учеников, подтягиванием их до заданного уровня) и учителя (помогающего учащимся в их собственной учебной активности). И нужно быть учителем, по мнению Холта и представителей гуманистической психологии, такой учитель без пьедестала, он также имеет право на ошибку, переживает, мучается, радуется…

И процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”.

Гуманистическая и развитая практика немедицинской психотерапии вложили свои знания. Опыт проведения психотерапевтических “Т-групп” привел к осознанию партнерского типа отношений между людьми по типу “Я-это”, и преобразует в отношение “Я-ТЫ”, характерного для личностного общения.

Личностно-ориентированная педагогика уделяет внимание и эмоциям, переживаниям, что имеет место в тренинговых группах.

При всем представленном, психологический тренинг чаще всего учителю незнаком. Это форма взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совместные переживания, возникающие в результате определенных видов общения участников группы друг с другом.

Отличием “Т-тренинга” от других тренинговых групп является следующее: “Т–тренинг” - это тренинг профессиональных умений, применяется в рамках активного обучения.

Основная цель: формирование профессиональных умений, профессиональных особенностей, в случае педагогической профессии это могут быть и коммуникативные навыки.

В отличие от терапевтических групп в Т-тренингах качества и навыки формируются вполне сознательно.

Т-тренинг формируется на теоретической подготовке и организации собственной активности. В Т-тренингах необходимо отказаться от оценки деятельности личности, так как, оценивая деятельность, мы оцениваем личность, а значит, включаются защитные механизмы. Осуждать нельзя, так как у каждого субъекта деятельности есть потребность в популярности.

Основные процессы, которые протекают в тренинговой группе.

  • Презентация себя другим – я себя демонстрирую.
  • Презентация себе себя – непроизвольно я узнаю в себе вещи, которых еще не знал, чаще всего мы прогнозируем отрицательные оценки.
  • Обратная связь – информирует о преимуществе тех или иных форм общения, помогает соотнести “реальное Я” с “идеальным Я”.
  • Прогноз эксперимента – мы предполагаем, что какая-то поведенческая реакция будет наиболее эффектная.

Побочные процессы Т-тренинга.

  • У участников формируется интерес к себе, появляется интерес к другим, к их качествами их проявлениям.
  • Формируется вкус к истолкованию чужих поступков.
  • Коммуникативное мнение формируется в самой группе.
  • Появляется способность и понятийный аппарат для описания поведения других.
  • Появляется способность передачи другим своих чувств и состояний, возникает так называемое “активное слушание”.
  • Формируется способность соединения, эмпатии, способность понять и принять других.
  • Формируется позиция отстоять свою точку зрения.

Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Структура занятия.

Сценарий тренинга.

1. Организационный момент.

Ритуал начала занятия.

Цель:

организация внимания,
настрой на работу,
организовать группу,
организовать приветствие участников группы.

2. Вводная часть.

Цель: систематизация знаний по возрастной психологии,

психологии личности, организация деятельности.

Проблемные вопросы для обсуждения:

  • Формирование личности дошкольника: под влиянием каких факторов это происходит?
  • Особенности становления личности человека?
  • Характеристика и составляющие “Я-концепции”?

3. Первоначальная формулировка темы.

Цель: помочь в осознании профессиональной необходимости в проведении тренинга.

Теоретическая основа:

Знакомство с основами Т-тренинга. Озвучивание целей, задач проведения. Принятие правил работы в группе.

Правила группы:

  • Открытость.
  • Присутствие на тренинге.
  • Разговоры на тренинге.
  • Запрет на обсуждение процедуры тренинга до конца занятия.
  • Выполнение требований ведущего.
  • Правило конфиденциальности и правило “здесь и теперь”.

Предметом обсуждения являются сами участники – их переживания, эмоции, мысли и суждения, разговор идет только о том, что происходит с каждым (“со мной”).

Принятие правил – это и есть момент рождения группы.

Каждый участник, который согласен с участием в тренинге и с правилами тренинговой группы, в знак согласия топает ногой и поднимая руку вверх, громко говорит “Да!”. Ведущий тренинга говорит, что таким образом произошло рождение группы.

4. Ход тренинга.

1.Упражнения-разминки.

Цель: создание у самих участников эмоционального настроя на работу в группе.

Смысл: дать возможность участникам группы разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить механизмы психологической защиты, испытать совместно с другими определенные переживания, что усиливает готовность к восприятию чувств других людей и выражению собственных чувств.

Упражнения на групповое сплочение:

1.“Знакомство-представление” ( “Я - …” “Какой Я?”):

Каждый участник при помощи символа-игрушки рассказывает о себе всё, что пожелает, затем передает игрушку другому игроку.

2.“Импульс”.

По знаку ведущего все хлопают по очереди по темпу, который задает ведущий. При этом необходимо поддерживать заданный ритм, добиваясь единства в хлопках. Затем проводится упражнение “Импульс” с пожатием рук. Все игроки берутся в кругу за руки, ведущий пожимает руку рядом сидящего игрока, тот должен передать такое же пожатие соседу, и постепенно данное пожатие возвращается к ведущему.

3.“Какие мы разные”.

Ведущий говорит участникам, что все разные, но при этом каждый имеет сходные черты. Ведущий говорит о каком-либо качестве или желании участника, и просит выполнить какое-то действие, например, “Кто любит гулять на улице, топните ногой”, “Кто боится темноты, хлопните в ладоши” и так далее. Акцент ставится на сходстве сидящих игроков.

4. “Посчитай”.

Подводится итог разминки, все встают в круг, опускают голову вниз, и ведущий предлагает посчитать по порядку. При этом никакой договоренности между игроками нет, если игроки одновременно вдвоем называют число, то счет начинается сначала. Фиксируется наибольшее число, до которого дошли участники, это является показателем сплоченности группы.

Обсуждение по схеме:

  • Что чувствовали во время игры?
  • Что осознали из игр-разминок?
  • Что изменилось в собственных ощущениях после этих игр?
  • Какова динамика состояния и настроя на дальнейшую работу?

2. Блок психотехник “Этот сложный “Образ Я”.

Цель: осознание полноты и многообразия компонентного состава “Я- концепции”.

Происходит обсуждение компонентов “Образа Я”.

Когнитивный компонент.

Когнитивный компонент включает в себя знание о себе. Человек получает знания о себе через других людей, знание своих качеств, способностей. Все участники тренинга уже представили себя в игре-разминке, а теперь происходит представление домашнего задания, причем, каждый имеет право по-своему озвучить свое местонахождение среди других планет.

1). Обсуждение домашнего задания:

  • “Я – в Солнечной системе”
  • “Планета Я”.

Цели: дать возможность участникам группы поделиться опытом применения в жизни полученных знаний о себе, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего психологического роста.

Смысл: “проговаривание” опыта дает получить поддержку от группы, понять свои ошибки, увидеть свои сильные стороны, создает продуктивную атмосферу взаимного доверия.

2). Упражнение “Копилка трудностей” или “Сундучок проблем”

Каждый человек сталкивается в жизни и с определенными трудностями, которые могут создать существенные препятствия при познании себя. Поэтому возникает необходимость осознания своих проблем, в чем и поможет данный сундучок.

Каждый игрок, начиная с ведущего, говорит о своей трудности, озвучивает ее и воображаемо “складывает” в сундучок.

Цели: помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя свои проблемы (личные, профессиональные), вывести участников группы на обсуждение этих проблем друг с другом.

Обсуждение в группе по схеме:

  • Как появилась эта проблема?
  • В чем мое личное участие в ее возникновении?
  • Как можно было бы решить проблему?
  • Что было бы со мной, если бы мне удалось избавиться от нее?
  • Чего в моей жизни больше – проблем или положительных моментов? Почему?
  • Есть ли среди других, озвученных партнерами по тренингу, созвучные мне проблемы?
  • Какие чувства возникли после данного задания?

3). Упражнение “Книга трудностей”.

Цели: представление возможности участникам тренинга представить проблемы в графическом изображении, научить правильному отношению к наличным проблемам, умению абстрагироваться от трудностей.

Игрокам предлагает изобразить графически собственные трудности на рисунке, составить из всех рисунков “Книгу трудностей”, к которой предлагается вернуться через неделю, чтобы посмотреть, остались эти проблемы актуальными для игроков.

Эмоционально-волевой компонент.

Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе во всех проявлениях и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Данные проявления, в свою очередь, оказывают влияние на все уровни активности, поэтому очень важно изучить особенности и сущность компонента.

1). Упражнение “Сказка “В одном лесу…”(автор Л. Исаева)”.

Цели: посредством сказкотерапии обратить внимание участников тренинга на собственный уровень самооценки и самоуважения, помочь найти пути для собственной самоактуализации.

2). Психодиагностическая методика “Лесенка Я”.

Цели: выявить уровень самооценки каждого участника группы, определить отношение и самодостаточность членов тренинговой группы, научить пользоваться психодиагностической методикой.

Интерпретация результатов.

Поведенческий аспект.

Третий компонент “ Я-концепции” – поведенческий – определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать решения, управлять своим поведением, контролировать его, чувствовать ответственность за свои поступки.

Упражнение “Маска”.

Цель: предоставить возможность участникам определить наличие и сущность внешней и внутренней части своего “Я”, охарактеризовать содержание и осмыслить его.

Игроки получают по маске, и предлагается написать на внутренней и внешней стороне маски собственные черты личности, которые человек либо обнажает перед другими (внешняя сторона), либо скрывает от других (внутренняя сторона маски). Озвучить человек может только по желанию любые собственные черты.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникали в процессе работы?
  • В чем возникла трудность?
  • Почему?
  • Что удалось раскрыть в себе и для себя после выполнения упражнения?

3.“Пальчиковая изотерапия”.

“Построение тропинки к дереву “Я””.

Цель: сплочение и единение коллектива через совместную терапевтическую деятельность.

Обсуждение:

  • Что происходило с каждым и в группе в целом во время деятельности?
  • Были ли трудности во время работы?
  • Каково, по-вашему, имя дерева?
  • Можно ли сравнить дерево с человеком, где корни – это основа, фундамент, ствол – его стержень, ветви – отношения, способности?

5. Заключительная часть занятия.

Цели: подведение итогов, достижение поставленной цели.

1). Упражнение “Подарок группе”.

Цели: объединение коллектива, осознание чувства собственного достоинства, предоставление своей собственной черты характера, заслуживающей уважения.

Каждый игрок дарит в воображаемом плане группе собственную черту личности или характера, при этом бросает воздушный шарик, символизирующий черту личности, в круг.

2). Рефлексия деятельности.

Обсуждение по схеме:

  • Мои ожидания перед началом занятия?
  • Чувства и эмоции до начала, в ходе работы, после завершения деятельности?
  • Проблемы и трудности?
  • Произошло ли осознание себя?
  • Возможно ли применения данной психотехники в профессиональной сфере?
  • Рефлексия по схеме включения в инновационную деятельность.

3). Заключительное упражнение “Апчхи!”

Все участники встают в круг, берутся за плечи друг друга, по сигналу ведущего все подпрыгивают и каждый игрок на прыжке говорит свое слово: “Спички”, “Очки”, “Хрящики”, “Корячки”, “Сачки”, “Бочки”. В итоге получается общее слово “Апчхи!”, на что ведущий говорит игрокам “Будьте здоровы!”.

Цели: снять психологическое напряжение, оптимизировать эмоциональное состояние.