Использование динамических пособий в процессе обучения детей с нарушениями речи

Разделы: Начальная школа


В нашей школе обучаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Мы набираем выпускников логопедических групп, нуждающихся в дополнительной коррекционной помощи в первые годы обучения, и тех детей, которые не получали логопедическую помощь до начала обучения.

Все наши воспитанники – дети с ослабленным здоровьем. Но вместе с тем, это те дети, которые при специальной коррекционной помощи в первые годы обучения смогут продолжить учиться в традиционных условиях массовой школы.

На основании речевого анамнеза у всех наших учащихся отмечается длительно нарушенное звукопроизношение, малая речевая активность. У всех наблюдается недоразвитие лексической и семантической сторон речи, бедность активного словаря, непонимание смысловых оттенков многих слов, недостаточность грамматического строя речи, недоразвитие слухового восприятия и фонематического слуха, а также недостаточное для их возраста развитие внутренней речи. Запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует их возрастным нормам. Обращают на себя внимание особенности мыслительных процессов. При наличии элементов абстрактного мышления отмечается большая легкость соскальзывания мыслительных процессов на конкретно-ситуативный уровень. Справляясь с заданиями, не требующими словесных формулировок, учащиеся проявляют недостаточность понятийного мышления и недоразвитие обобщающей функции слова. Запас обобщающих слов беден. Они с трудом понимают загадки, метафоры и пословицы, затрудняются определить сходство и различие между предметами по существенным признакам, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Им свойственно неравномерное развитие мышления, недоразвитие тех сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Недостаточна и динамика мыслительных процессов, наблюдается склонность к инертности, персеверативности. Наши дети неактивны, у них снижены целенаправленность, произвольность, активное внимание недостаточно для успешного обучения. У большинства снижена слуховая память и, в некоторых случаях, моторная. Дети особенно легко забывают те слова, которые им трудно произносить, которых нет в их активном словаре. Отмечаются и нарушения кинестетического восприятия. Замедлено развитие всех высших корковых функций. Отмечаются и нарушения эмоционально-волевой сферы. Наряду с живостью эмоций часто наблюдается их недефференцированность, преобладание инфантильных черт психики.

О наших детях говорят, что они смотрят и не видят, слушают, но не слышат. Многое они просто не замечают. Усилия всех специалистов, работающих с такими детьми, направлены на то, чтобы научить детей наблюдать, замечать, слышать и видеть, корригируя недостаточность предшествующего развития и одновременно формируя необходимые учебные навыки. Успешность обучения наших выпускников, достаточный уровень сформированности необходимых знаний, умений и навыков позволяет говорить об эффективности использования динамических пособий в процессе обучения детей с ОНР.

Цель динамических пособий – наблюдая за динамикой того или иного явления, помочь ребенку увидеть происходящее и оречевить данное явление.

Динамические пособия используются нашими учителями во всех классах и на всех уроках для фронтальной и индивидуальной работы. Все они несут коррекционную направленность. С их помощью корригируется мелкая моторика, формируются пространственные и временные представления, они способствуют коррекции мыслительных процессов, помогают обогащать активный словарь детей, корригировать память, развивать устную речь. Другим немаловажным аспектом в использовании динамических пособий является перенос учащимися наблюдаемых явлений на окружающую действительность, связь с жизнью. Это современные наглядные пособия, помогающие ребенку не только увидеть закономерности происходящих процессов, но и научиться увидеть их в окружающем мире. Дети учатся наблюдать за состоянием природы, видеть прекрасное вокруг себя, развивается их эмоциональное восприятие. Происходящее на уроке они уже не воспринимают частью учебного материала, как посторонние зрители. Дети становятся участниками событий, им все оказывается понятным и знакомым. Зарождение новых понятий приносит учащимся радость новых познаний. Повышается мотивация к обучению. Формируется произвольность в учебной деятельности.

Использование динамических пособий несет индивидуально-ориентированное воздействие, помогает организовать взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира и формировать социально-ценностные отношения к ним. Ребенок участвует в действии, выполняет совокупность операций, направленную на достижение поставленной цели. Постепенно в сознании ребенка появляется образ – обобщенное представление какого-либо явления, формирующееся в ходе многократного восприятия этого явления, сопровождаемого осмыслением сути, содержания и ценности данного явления.

Все динамические пособия изготавливаются учителями школы в соответствии с современными санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиями.

Динамика – движение, а значит, и пособие должно отражать динамику того или иного явления. На основном фоне пособия натягивается леска, на которой на разных уровнях и в заданной последовательности размещаются наиболее значимые части.

Динамическое пособие «Наша улица» (рисунок 1).

Данное пособие является точным планом улицы Чертановской, прилегающей к зданию нашей школы. Подвижным на пособии является транспорт. Дополнительно могут использоваться изображения пешеходов. На основном фоне изображена проезжая часть улицы с трамвайными путями, остановками, прилегающими тротуарами и зеленой зоной.

Образовательные цели:

  1. Знакомство с окружающим миром.Оно помогает детям при усвоении знаний о транспорте нашего города, нашей улицы. На начальном этапе дети называют транспорт, учатся контролю и самоконтролю с опорой на наглядность. Используя игры (например: «Что пропало?», «Фотограф» и др.), учитель корригирует внимание, развивает память, формирует навыки классификации.
  2. На уроках русского языка данное пособие используется для проведения словарной работы. На начальных этапах это накопление словаря и автоматизация навыков звукового анализа. («Автобус – первый звук А, последний звук С», «В слове автобус, машина, трамвай общий звук А» и т.д.). Практика показывает, что к началу школьного обучения далеко не все дети овладевают достаточным запасом предлогов и навыками их употребления. Манипулируя предметами, дети запоминают предлоги и учатся употреблять их, описывая свои действия ( Машина повернула направо. Автобус остановился между трамваем и машиной. Машина скорой помощи остановилась за автобусом и т.д.). Каждый ребенок создает свою ситуацию и описывает ее. Все ребята охотно составляют предложения, значительно возрастает речевая активность детей.
  3. На уроках математики пособие используется для формирования навыков счетных операций, для решения и составления задач. Нашим детям трудно составлять задачи, так как данный вид работы подразумевает достаточный уровень развития связной речи. Проигрывая будущую задачу на пособии, ребенок понимает смысл задачи и правильно оговаривает ее условие.
  4. Особое значение данное пособие имеет при формировании навыков безопасности жизнедеятельности (Предмет ОБЖ). Являясь точным планом улицы, прилегающей к территории школы, оно играет роль своеобразного мостика между накопленными знаниями учащихся и возможностью их применения в реальной обстановке. Пособие помогает сформировать навыки безопасности при переходе улицы. С его помощью можно создать любую ситуацию на дороге и программировать различные модели поведения на улице. На данном этапе дети учатся оговаривать различные ситуации, манипулируя предметами в классе. А по дороге домой имеют зрительную опору – знакомый участок улицы - и с удовольствием воспроизводят понравившиеся рассказы родителям.

Работа начинается с составления простых предложений («Я еду в автобусе», «Я еду на трамвае»), которые постепенно накапливаются и трансформируются в связные рассказы по темам данного учебного предмета. Так, в 3 и 4 классе дети готовят рассказы «Моя дорога в школу», «Как я возвращаюсь домой», «В гости к другу», «В гости к бабушке», «Поездка в музей» и т.д.

Данное пособие служит учителю все четыре года обучения.

Учителями школы разработаны динамические пособия по материалам наблюдений в природе для использования на уроках знакомства с окружающим миром, природоведения и в помощь к изучаемым литературным произведениям.

Динамические пособия «Сезонные изменения в природе».

«Осень» (рисунок 2).

С помощью этого пособия учитель знакомит детей с происходящими изменениями. Для описания тех или иных природных явлений необходимо ввести в активный словарь детей достаточный объем слов, которые не используются в бытовой сфере.

«…Осыпается сад, листопад, нас осыпал разноцветный дождь, солнце улыбается, небо хмурится, тучи собираются, листья кружатся, солнце опускается ниже…» и т.д. Первоначально учитель с помощью пособия знакомит учащихся с сущностью изменений, происходящих в природе, подкрепляя полученные знания экскурсиями на пришкольный участок. На уроках рисования дети воспроизводят изучаемые явления. Но основная задача учителя – разговорить ребенка. Дети, манипулируя предметами, запоминают происходящее явление и оречевляют его (Солнце поднимается, облака расходятся, листья падают – это листопад, тучи опускаются и т.д.). Подключая к работе все возможные анализаторы ребенка, учитель быстрее добивается поставленной цели. Изучаемое явление может многократно повторяться. Обогащается словарный запас детей. Каждый ученик имеет возможность самостоятельно моделировать сезонные изменения. Работа начинается с составления предложений, которые на определенном этапе соединяются в рассказ-описание. Постепенно это описание обогащается новыми знаниями.

Для создания эмоционального фона на уроках чтения используется музыкальное сопровождение.

Опираясь на данные пособия, дети легко переносят знания, полученные на разных уроках, в новую ситуацию, что помогает формировать устную речь учащихся. Высказывания детей становятся более развернутыми, а рассказы-описания хорошо запоминаются и легко воспроизводятся ребятами в различных ситуациях.

Особые трудности испытывают наши учащиеся при изучении природных явлений, происходящих ранней весной. Да и взрослому человеку, находясь в условиях большого города, трудно их заметить.

Неоценимую помощь при изучении этих явлений оказывает пособие «Синичкин календарь» (рисунок 3), выполненный учителем Куликовой Анастасией Андреевной. Используется оно на уроках литературы, знакомства с окружающим миром, русского языка.

Основная цель пособия – демонстрация происходящих изменений. Активный словарь детей недостаточен. Многое ребенок узнает впервые.

Облака расходятся, небо становится выше, солнце поднимается, пригревает сильнее, подтаивают и оседают сугробы, растут сосульки, начинается капель, вода проникает под снег, журчат ручейки, сугробы опускаются и т.д. – все это можно показать с помощью динамического пособия.

Работа начинается с наблюдения за отдельными изменениями и ответов на вопросы учителя: что происходит с облаками? что делает солнышко? почему небо стало выше? и др.

Постепенно отдельные действия связываются логически, из одного следует другое. Корригируется мыслительная деятельность учащихся. Значительно обогащается активный словарь детей. Идет развитие связной речи. Каждый учащийся имеет возможность самостоятельно воспроизвести происходящее изменение целиком или частично. Дети, наблюдая и самостоятельно воспроизводя, как волшебники, природные явления, активно включаются в работу над описанием данных явлений, легко запоминают их и воспроизводят в новой ситуации. Корригируется их эмоциональная сфера. Многие произведения, встречающиеся на уроках литературы, воспринимаются учащимися на новом уровне: они понимают, о чем хотел рассказать автор в данном описании, видят описанное явление шире, легко справляются с пересказом. В новом тексте дети видят продолжение изученного.

Пособие используется учителем все 4 года.

Динамические пособия используются в сочетании со всеми другими видами коррекционной работы. Считаю возможным их использование в работе и с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), и ММД, т.к. они отвечают необходимым коррекционным требованиям.

Урок Москвоведения «Московский транспорт»

Учитель Куликова А.А.

Государственное образовательное учреждение

Начальная школа-детский сад

компенсирующего вида № 1820 ЮАО г.Москвы

Цели:

  • познакомить детей с историей московского транспорта;
  • обобщить знания детей о современном транспорте и правилах дорожного движения;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • продолжить работу по здоровьесберегающим технологиям;
  • воспитывать на материале урока интерес к истории родного города;
  • продолжать внедрение информационных технологий.

Оборудование:

Для учителя

  • сигнал, таблички (конка, линейка, транспорт, метро, троллейбус, автобус, трамвай, транспорт), иллюстрации (метро), коробка с пятью фишками, стенд «погода сегодня», динамическое пособие «Наша улица», ТСО для демонстрации слайда «Зима в Москве», диафильма «Улица полна неожиданностей».

Для ученика

  • учебник «Здравствуй, Москва!», тетрадь, микрокомпьютер МК – 85, тест-задания, стаканчик с напитком, ручка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой:

- Давайте улыбнемся друг другу! Сегодня на уроке нас ждет очень много интересного. Вы узнаете новое. У вас все получится!

Звучит аудиозапись мелодии песни о Москве.

- Прозвучали позывные нашего урока, начнем работать.

2. «Погода сегодня».

На стенде карточки с данными о погоде предыдущего дня.

- Вот такой была погода в Москве вчера. А сегодня? Что изменилось?

Рассказ о погоде ученики строят по картинному плану:

  1. Дата
  2. Облачность
  3. Осадки
  4. Ветер

Одновременно составляется картинка «небо сегодня».

- Ребята. Мы составили картину погоды. А красный сигнал продолжает гореть. Найдите ошибку!

В разделе температуры стоит «+ 11», а на улице мороз, значит, температура минусовая.

- Вчера мы нашего ученика одели так, будем ли его переодевать?

Дети анализируют, как надо одеться в соответствии с сегодняшней погодой.

II. Повторение изученного.

1. Звучит сигнал.

- Внимание, у меня для вас сюрприз!

Входит девочка, одетая в старинную одежду, укутанная в шали.

- Я готова!

- Готова?! А правильно ли она оделась?

Дети описывают, как одета ученица, используя старинные названия одежды, и делают вывод, что девочка одета слишком тепло.

- А ведь были и другие времена.

Демонстрируется слайд «Зимой в Москве. 19 век».

- Какое время года изображено?

- На чем ездили москвичи раньше?

На доске крепится табличка со словом САНИ.

- Как же надо было одеться, если ехать далеко, а на улице мороз?

- Правильно ли была одета наша ученица для Москвы того времени?

3. «Минутка здоровья».

- Вернувшись после долгой дороги домой, всегда хочется выпить что-нибудь горячее. С тех давних времен до нас дошел рецепт целебного напитка против простуды, гриппа.

Возьмите стаканчики.

Детям предлагается мятный чай с медом в прозрачных стаканчиках.

- Какого цвета этот напиток? Понюхайте. Как вы думаете, из чего, из каких трав заварен этот чай? А что придает чаю сладкий вкус?

Этот чай ваш. Можете выпить его сейчас, а можете в течение урока, когда почувствуете легкую усталость или волнение.

II. Изучение нового материала.

- Сегодня мы узнаем, каким же транспорт был в Москве раньше и каков он сейчас.

На доске появляется следующая табличка со словом ТРАНСПОРТ.

- Откройте учебники на странице 51.

Дети вслух читают заголовок и первый абзац статьи.

- О каком виде транспорта мы сейчас прочитали?

На доске появляется новое слово ЛИНЕЙКА.

- А почему ее так называли? Рассмотрите картинку. Как сидят люди? (По линейке) Как называли человека, управляющего повозкой? (Кучер)

-  Что нарисовано на нижней картинке? Прочитайте.

На доске появляется новая карточка со словом КОНКА.

- Что это за транспорт?

- Давайте посмотрим фильм о том, “как это было”.

Демонстрируется видеофильм “Московский транспорт”.

(Второй этаж предназначался только для мужчин, скорость была очень маленькой, стоимость билета на втором этаже составляла 3 копейки, на первом – 5 копеек.)

- Почему в народе говорили: “Конка, конка, догони цыпленка?”

- Итак, что нового мы узнали?

IV. Закрепление изученного.

- А теперь поиграем. Надо успеть осмыслить задание и закончить фразу, добавив одно слово. За правильный ответ получаете фишку. Всего можно собрать 5 фишек. По сигналу начинаем. Ответьте на вопросы с 30 страницы тетради по Москвоведению (к учебнику).

В игре используются заготовленные заранее фишки. Сразу подводится итог игры.

- А теперь – самостоятельная работа.

Включите микрокомпьютеры МК – 85. Тест у вас на парте. Раздел 1. По сигналу начинаем, а услышав второй сигнал, заканчиваем работу.

Содержание теста:

Микрокомпьютер сразу оценивает ответ.

Физминутка. (Используется музыкальное сопровождение).

- Что же было лишним в задании? Самый быстрый и удобный вид городского транспорта. Ставлю слово МЕТРО на наш стенд (учебный стенд), и вы поймете сейчас, почему.

Поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи»:

Иду к…

Вот я уже у …

Захожу в …

Выхожу из…

Это слово не изменяется.

- Откройте тетради на странице 32. Ваше задание № 7. Прочитайте. Работаем в парах. По сигналу заканчиваем работу.

- Проверим, что у вас получилось? А так ли у самого автора, у С. Я. Маршака.

Один из учащихся читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Хороший день».

- Каким же транспортом воспользовались герои С. Я. Маршака?

(Троллейбус, трамвай).

- Какой еще наземный транспорт вы знаете?

(Автобус).

- Прочитайте хором эти названия.

С появлением транспорта на улицах на каждом шагу нас подстерегают опасности…

Демонстрация трех кадров диафильма «Улица полна неожиданностей».

- Что неправильно делает мальчик?

Итог: подвергает опасности жизнь свою и других людей.

Один учащийся зачитывает статистику по дорожным происшествиям.

- Как же надо переходить улицу?

Далее в работе используется динамическое пособие «Наша улица».

- Схема какой улицы изображена? (Чертановской улицы)

- Покажите, где расположена наша школа.

- Давайте проследим путь одного из наших учеников (учитель берет человечка на магните со стенда «Погода»), которому, как и многим из вас, надо перейти дорогу.

- Сошел с трамвая, как обойти его? (Спереди, но лучше подождать, пока уедет.) Сзади (показать на динамическом пособии приближение встречного трамвая) нельзя.

- Где перейти дорогу? (По зебре. Показать на пособии)

- А если вышел из автобуса? (Рассмотреть ситуацию на пособии)

Итак, чтобы не подвергать опасности себя и других, необходимо быть внимательным на дороге и знать правила дорожного движения.

- Откройте тетради на странице 34. Рассмотрите иллюстрацию. Все ли пешеходы поступают правильно?

- Продолжим работу с микрокомпьютерами. Выполним тестовое задание из Раздела 2.

Звучит сигнал. Учащиеся знакомятся с тестом, включают микрокомпьютеры, выполняют задание.

Справки по москвоведению

Учебник «Москвоведение. Здравствуй, Москва! 2-3-4 классы» Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова и др.

Справка 1

Страница 52

Справка 2

 Страница 57, 58

 V. Подведение итогов урока.

- Кому же микрокомпьютер поставил «отлично»?

 Учащиеся поднимают руки.

- Молодцы!

- Я надеюсь, что правила дорожного движения вы запомнили и будете внимательными пешеходами.

- А сейчас каждый из вас выберет контурное изображение наиболее понравивщегося вида московского транспорта. Домашнее задание: разукрасить выбранную картинку.