Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Звук [ш]"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Этап: автоматизация звука в словах.

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звука в словах;
  • Развивать фонематический слух / умение определять наличие звука в словах /, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь /составлять предложения по данным словам /.
  • Развивать подвижность речевого аппарата, процессы мышления / умение действовать по образцу/, целостность зрительного восприятия;
  • Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.

 

Наглядность оформлена в виде книги форматом А3, иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лягушка, белка, еж./, предметные картинки, названия которых содержат звук “ш”.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Массаж биологически активных зон /приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие/.

-- Растираем “грабельками” /раздвинутые пальцы рук / лоб – все посторонние мысли уходят;

-- Растираем ушки – голова будет лучше думать;

-- “Вилочкой” /указательный и средний пальцы / массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными;

II. Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение, соберем на бумаге разрезанную на части, нарисованную улыбку.

Улыбнись также – вытяни губы в “ трубочку” - “улыбка”. А теперь подготовим к работе язычок./На обратной стороне собранной “улыбки” картинки – символы артикуляционных упражнений/.

По ступенькам пошагаем / выполняется упражнение “ступеньки”/,
В барабаны поиграем / упражнение “барабанщик”/,
Малярами побывали / упражнение “маляр” /,
На лошадке поскакали / упражнение “лошадка” /.

III. Сообщение темы занятия.

Язычок готов продолжать учиться правильно произносить звук “ш” в словах.

IV. Уточнение правильной артикуляции. /Дает представление о том, как работают органы артикуляции, формирует “ физиологический” образ звука /.

Что происходит с губами, когда произносится звук “ш”?

Как располагается язык?

Какая воздушная струя?

V. Изолированное произношение звука. /Устанавливается взаимосвязь артикуляции, слуха и движения /.

Произнеси звук “ш” со змейкой./ И.п. Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук “ш”, выполняется волнообразное движение руками вперед. /

VI. Работа по теме.

1). Вхождение в сказку.

Сегодня звук “ш” ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.

Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / - выдох. /Выполняется несколько раз./ Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.

Книжка открывается – сказка начинается./Наглядность оформлена в виде книги формата А3. Иллюстрации соответствуют содержанию сказки./

Жил – был заяц. Звали его Тошка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет: “ Хороши штанишки у нашего малышки”.

2). Фонетическая разминка.

Да это же скороговорка. Давай покажем зайцу, как ее говорить./ Проговаривается медленно, шепотом, ускоряя темп,/

Хорошо у тебя получается, а заяц все равно не доволен. Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.

- Ты, что, заяц, такой хмурый?

- Да... Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.

- Да ты, что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Одни картинки на конвертах чего стоят. Рассмотри их.

3). Работа по развитию фонематического слуха.

Назови картинки на конвертах./ Матрешка, шуба, петушок, самовар, краски, карандаш./ Найди картинки в названиях, которых нет звука “ш”. Определи, где живет звук “Ш” в остальных словах./ Начало, середина, конец./

- Ну, что, заяц, понравилось?- спрашивает сорока.

- Ай,- только махнул рукой заяц и побежал прочь. Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.

- Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.

- Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.

- А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы, давай, поучимся.

4). Работа по развитию целостного зрительного восприятия.

/Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов./

Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния - мишка, кошка, шапка, шарик – выкладываются предметные картинки на квадратное полотно./

 

Назови предмет в правом верхнем углу, левом нижнем и так далее. Ребенок называет предмет, а затем отраженно произносит названное логопедом словосочетание:

Плюшевый мишка, пушистая кошка, шерстяная шапка, воздушный шарик.

Вот и рассмотрели паутину. Много узоров паучок знает, да только у косого терпения не хватает их распутывать. Заяц зевнул:

-Как только тебе не надоедает целый день нитки путать – тоска зеленая.

- Кванечно, тоска! Кругом лес дремучий, разве здесь интересную жизнь найдешь!

- Уж не ты ли, пучеглазая, знаешь, где ее искать?- насмешливо спросил заяц.

- А квак же, на болоте. Вот где жизнь! Днем охотимся, по вечерам концерты закатываем. Квультурный отдых.

5). Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук. Давай и мы послушаем лягушачий концерт. Но сначала соберем еще одну певунью из лягушачьего хора./Лягушка состоит из отдельных элементов./

Итак, все готово. Расселись лягушки по местам и ну горланить так, что даже первый звук в словах теряется.

6). Развитие навыков звукового анализа.

Верни звук “ш” в слова, поставь его первым и произнеси слово.

- куры, - рамы, - апка, - аги, - орты.

-Ну и концерт, тоска зеленая, - чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг шишка шлеп прямо ему по макушке. Задрал заяц голову и увидел белку.

7). Развитие связной речи.

Рассмотри ее. А теперь попробуй составить предложение, используя слова

Белка – дупло, белка – шишка, белка – шишка – дупло.

Обратился заяц к белке:

- Эй, ты, что со скуки шишками бросаешься?

- Какое там со скуки. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай. Мне скучать некогда.

Решил заяц на дерево полезть – интересной жизни поискать. А белка рассмеялась.

- Смешной ты, интерес надо в себе искать! Тогда нигде скучать не будешь.- сказала белка и поскакала по своим делам.

8). Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

Заяц насупился:

- Ишь выдумала смешной я ей!

Изобрази мимикой, как нахмурился заяц.

Тут из норки ежик вылез:

- Что ты там бурчишь, заяц?

Заяц обиженно ответил:

- Белка насмехается, говорит интерес надо в себе искать. А где же он прячется в ушах или на хвосте?

VII. Итог занятия.

А ты как думаешь, где прячется интерес?

А ежик ответил зайцу:

-В руках, да в голове!

Как ты это понимаешь?

Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.

Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире. Но прежде чем попрощаемся, я хочу пожелать, чтобы ты всегда был занят интересным, полезным делом и никогда не скучал.