Резервы повышения интереса учащихся начальной школы к самостоятельному чтению

Разделы: Начальная школа


Урок № 1. Наполним музыкой сердца…

3 класс.

Человек создан для счастья, как птица для полёта…”

Короленко В. Г. “Слепой музыкант”.

Учебник. Бунеевы. “В одном счастливом детстве”.

Цели:

  • донести идею произведения до каждого ребёнка через глубокий поэтапный разбор произведения и эмоциональное восприятие его содержания;
  • показать мастерство писателя в передаче развития музыкальной одарённости Петра в талант;
  • учить выразительному чтению прозаического произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать любовь к ближнему;
  • воспитывать любовь к чтению – сопереживанию прочитанного.

Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного – прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

  • проверка готовности детей к уроку;
  • эмоциональный настрой.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

– На уроках литературы мы пытались определить, что такое дружба, любовь, для чего человек живёт на земле. А вот вопрос о счастье не возникал ни разу. Что такое счастье? Что значит: быть счастливым? Как бы вы ответили на такой вопрос?

(“Счастье – это чувство, состояние полного, высшего удовлетворения, успеха, удачи, благополучия”. Толковый словарь.)

– Тогда, что есть несчастье? (Беда, горе, трагедия)

– Я неслучайно начала наш урок с рассуждения на эту тему, так как выраженные вами мысли, как красная ниточка протянутся через весь наш урок. Прочитайте эпиграф, напечатанный на доске. Объясните смысл этого высказывания. (Птица создана, чтобы летать, а человек создан для того, чтобы быть счастливым. А чтобы быть счастливым, нужно желать, хотеть этого, учиться самому делать свою жизнь счастливой, как птица учится летать…)

– Кто написал это высказывание? Прочитайте… Что вы знаете об этом человеке? Кем он был? Что вы запомнили из его биографии? Можно ли назвать Короленко В. Г. счастливым человеком? Почему?

2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

– Какое произведение В. Г. Короленко мы начали читать?

– Кто главный герой повести? (Петрусь Попельский)

– Кто он такой?

– Что вы узнали о нем из произведения? Опишите его?

– Как открывал мир маленький Пётр? (Слушал, ощупывал)

– Расскажите, какая у него была семья…

– Были ли у него друзья? Кто?

– Во что переросла дружба с Эвелиной?

– Почему? (Они понимали друг друга, им было вместе хорошо, они были счастливы)

– Что особенного было в Петрусе? (Доброта, ум, образованность, тонкая натура, внимательность, отличное умение играть на свирели и пианино).

– В чем состояло несчастье мальчика? Ощущал ли он себя несчастным? Почему? (Его окружали добрые, хорошие любящие люди: замечательная семья, друзья. Он получил хорошее образование, жизнь протекала без трудностей, любовь…)

Итог: человек, которому от рождения было написано быть несчастным, чувствовал себя полноценным человеком, нужным в этой жизни…

3. Сообщение темы и цели урока.

…чем в жизни Петра была музыка, что она значила для него, какие чувства помогла развить музыка в человека….

4. Знакомство с текстом.

Учебник, стр. 158.

– В процессе чтения попробуйте уловить те чувства, которые вызовет чтение отрывка, и попробуйте передать их словами. Я приглашаю вас вернуться в повесть. Представьте, что вы являетесь гостями в имении Попельских. Поздний вечер, большая уютная гостиная, открыты окна в сад, жарко… Гости тихо беседуют. На террасе раздаются шаги, все поворачивают головы, и в тёмном проёме двери показывается стройная фигура Эвелины. За ней тихо ступает слепой… (стр. 163 т. II, собрание сочинений Короленко, 1975 г.)

“…Молодой человек… подошёл к фортепиано… Казалось,…. Певучим… (стр. 163).

Учитель читает под фонограмму Ф. Шопен. Этюд “До минор. Соч. 10,  №12”.

“Струны звенели и рокотали, наполняя гостиную и разносясь по смолкшему саду… Кто-то из гостей прошептал: …вот это играет! Что? Не правду я говорю?…”  (стр. 158) – дети читают вслух, законченными отрывками.

5. Работа по содержанию произведения.

– Вернёмся в класс, так что же вы почувствовали? Попробуйте выразить это словами. (Музыка выражала жизненную силу Петра, счастье, горе. Рисовала природу, её звуки. Мы “видели” красоту игры пианиста)

– Расскажите, как готовился пианист к игре Пётр. Как изменялось лицо музыканта в процессе исполнения? (Удивление, вопрос – лицо суровое – пробегают тени. Глаза становятся тёмными. Воспоминания, образы, чувства наполняют пианиста, сменяются в зависимости от настроения музыки.)

– Какие звуки природы слились в музыке? Прочитайте…

– Почему музыку переполняла тоска? (Роковая случайность сделала человека слепым. Вся жизнь пройдёт в темноте. Он никогда не увидит свет, краски природы…)

– А радость? (Он имеет возможность выразить свои чувства через музыку…)

– А какие это чувства?

– Как удалось писателю “оживить” музыку?

– С чем он её сравнил? Прочитайте…

– Почему последние звуки песни, исполняемой Петром, жалобно повисли в воздухе нотой неразрешимого вопроса?

– Всё ли сумел Пётр выразить в музыке так, и изобразить, как ощущают это зрячие люди? Поняли ли его?

– А вы как думаете? (Выразили восхищение, удивление… стр.167–168 т. II.)

III. Итог урока.

– Чем была музыка для Петра?

– Можно ли сказать, что он был счастлив? Почему?

– Можно ли назвать его сильным человеком? Почему?

– Талантлив ли Пётр? (Безусловно, Пётр счастливый человек! Рождённый слепым, он был обречён на страдания. Для человека слепота – это катастрофа, трагедия, горе! С помощью близких он обрёл себя: получил образование, нашёл любовь, призвание в жизни. Он сильный человек, надо иметь силу воли, веру, желание, чтобы слепому выучиться музыке, чувствовать себя полноценным, нормальным человеком, имеющим возможность помочь другим людям, которым живётся ещё хуже, чем ему… Музыка – это для Петра жизнь, свет, которого он никогда не увидит. Это его глаза, душа, сердце. Его счастье!)

IV. Домашнее задание.

Прочитайте главу 7 и эпилог; подготовьте пересказ.