Проект по физике "Бегущие по волнам" по теме: "Электромагнитные волны". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Цель работы: изучить природу, свойства и применение электромагнитных волн.

Задачи:

  • познавательные:
    • учащиеся должны усвоить:
      • сущность волнового механического явления;
      • знать различия и сходства механических и электромагнитных волн;
      • знать свойства электромагнитных волн.
  • развивающие:
    • учащиеся должны уметь:
      • сравнивать волны;
      • объяснять принцип радиосвязи;
      • находить нужную информацию, её обрабатывать.
  • воспитательные:
    • учащиеся должны убедиться в том, что:
      • групповая работа сплачивает;
      • взаимоподдержка учит доброте, толерантности.

Методы:

  • Метод проектов (информационных и исследовательских).
  • Метод сотрудничества.

Средства обучения, ТСО:

  • Телевизор, видеомагнитофон, кассета с видеозаписью (фрагмент) об электромагнитных волнах.
  • Таблица “Шкала электромагнитных колебаний”.
  • Компьютер, интерактивные ресурсы.
  • Опорные конспекты.
  • Тест “Электромагнитные волны”.

Основополагающий вопрос: ПОЧЕМУ ГОВОРИТ РАДИО?

Проблема исследования: Различные виды волн – можно ли их все описывать, как электромагнитные волны?

Гипотеза: Если механические, электромагнитные, радиоволны имеют одинаковое название, значит это одно и то же?

Объект исследования: электромагнитные волны.

Предмет исследования:

  • Могут ли волны, распространятся в твёрдых средах?
  • Как рождается электромагнитная волна?
  • Можно ли “открыть” закрытый колебательный контур?
  • Могут ли электромагнитные волны переносить энергию?
  • Кто и как изобрёл первое радио?
  • Что такое радиолокация?
  • Свойства электромагнитных волн.
  • Шкала электромагнитных колебаний или как “разделили” волны.

Определение направлений работы:

Весь класс решает одну проблему по следующим направлениям:

  • волновые явления (механические);
  • электромагнитные волны;
  • изобретение радио А.С. Поповым;
  • свойства электромагнитных волн.

Определение способов поиска источника информации по направлениям:

  • учебник “Физика-11” под редакцией А.А. Пинского;
  • учебник “Физика-11” Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев;
  • учебник “Физика-11” Н.Д. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев;
  • учебник “Физика-9” И.К. Кикоин, А.К. Кикоин;
  • дополнительная литература;
  • справочники;
  • Интернет;
  • интерактивные курсы;
  • видеосюжет.

Главные условия:

1. Защита своей работы.
2. Создание наглядных пособий.
3. Создание электронной презентации.
4. Рефлексия и взаимооценка.

1 урок.

I. Определение целей проекта.

II. Организация работы.

III. Проведение входной диагностики.

1. Знаком ли с понятием волн с точки зрения физики?
2. Назовите ситуации, когда вы наблюдаете распространение волн.
3. Что вам известно об электромагнитных волнах?
4. Почему говорит радио?

2 и 3 уроки.

I. Просмотр видео фильма (фрагмент) об электромагнитных волнах “Поляризация света”.

II. Выбор темы исследования.

III. Определение способов и методов исследования, организация групп.

IV. Проведение промежуточной диагностики.

1. Какая тема реферата показалась вам наиболее интересной?
2. Какой вид работы над темой реферата предпочитаешь?
3. Если в группе, то с кем бы вы хотели работать?
4. Хотите ли вы сформулировать собственную тему или конкретизировать одну из предложенных?
5. В каком виде деятельности испытываешь затруднения (поиск литературы, работа с Интернетом и др.)?

4 и 5 уроки.

I. Завершение сбора информации.

II. Анализ собранной информации.

III. Выводы по направлениям, их аргументация.

IV. Подготовка наглядного материала.

6 урок.

I. Составление сценария защиты.

II. Составление электронной презентации (домашняя работа).

7 и 8 уроки.

I. Защита работ.

II. Рефлексия, самооценка, взаимооценка.

III. Проведение выходной диагностики.

1. Что нового вы узнали, изучая курс?
2. Чему вы научились?
3. Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?
4. Насколько успешной была ваша работа?

9 и 10 уроки.

Решение задач по теме “Электромагнитные волны”.

11 урок.

Тест “Электромагнитные волны”.

Сценарии защиты работ учащихся:

I группа: “Что такое волны и какие они бывают”?

Цель: выяснить процессы появления и распространения электромагнитных волн.

Гипотеза: мы предполагаем, что электромагнитные волны относятся к продольным волнам, так как они распространяются в любых средах.

Ход исследования:

  • Что такое волны и какие они бывают?
  • Характеристики волн.
  • Где существуют волны?
  • Как возникают электромагнитные волны?
  • Как проявляются электромагнитные волны?
  • Продольные или поперечные?

Защита работы: опорный конспект и электронная презентация.

Выводы.

Ответы на вопросы.

II группа: “Можно ли “открыть” закрытый колебательный контур”?

Цель: Выяснить, какие процессы происходят в закрытом и открытом колебательном контуре.

Гипотеза: Открытый и закрытый колебательный контур это одно и тоже?

Ход исследования:

  • Выяснить, что такое открытый и закрытый колебательный контур.
  • Анализ опытов Герца.
  • Как волны участвуют в передаче энергии?
  • Характеристика электромагнитного поля.
  • Основное свойство электромагнитных волн.

Защита работы: опорный конспект и электронная презентация.

Выводы.

Ответы на вопросы.

III группа: Разделение волн и их свойства.

Цель: Изучить шкалу электромагнитных излучений и их свойства.

Гипотеза: Можно ли обойтись без электромагнитных волн?

Ход исследования:

  • Свойства электромагнитных волн (преломление, поперечность, интерференция, поглощение, дифракция, отражение, поляризация).
  • Шкала электромагнитных волн.

Защита работы: опорный конспект, таблица “Электромагнитные волны” и электронная презентация.

Выводы.

Ответы на вопросы.

IV группа: “Почему говорит радио”?

Цель: Определить взаимосвязь между радио и радиолокацией, выяснить, как распространяется радиосигнал.

Гипотеза: Можно ли управлять воздушным движением, не зная принципов радиолокации?

Ход исследования:

  • Немного истории.
  • Радио и радиолокация.
  • Применение радиолокации в наше время.
  • Принцип работы радиолокатора.
  • Как распространяется радиосигнал.

Защита работы: буклет (см. Приложение 1) и электронная презентация (см. Приложение 2).

Вывод.

Ответы на вопросы.

После защиты своих работ была проведена выходная диагностика и рефлексия. При сравнении результатов входной и выходной диагностик выяснилось, что учащиеся приобрели опыт исследовательской работы, научились работать в группах, а самое главное они поняли, что способны сами найти ответы на интересующие их вопросы. Была проведена самооценка, взаимооценка защиты работ.

Итоговый проверочный тест показал, что материал учащимися усвоен на 100% ,при этом процент качества составил 82%.