Вечер "Химическое кафе — кофейня"

Разделы: Внеклассная работа


 Цель: Привить интерес к предмету через внеклассные мероприятия.

Этот вечер можно проводить для всех учащихся, изучающих химию и для тех, кто ее будет изучать.

Вечер проходит в красочно оформленном зале. В зале стоят столики, как в кафе.

На стенде висят, красиво нарисованные чашки, с формулами и названиями: сахароза, кислород, углекислый газ, ЛФЗ, белки, кофе.

В зале 4 стола. На 16 играющих (4 группы), выбранных из зала ведущим, помощник выдает визитную карточку в кафе.

Ведущий: Вы видите, что у нас стоят столики, как в настоящем кафе, но чтобы попасть в него необходимо иметь билет. Все в ваших руках: вы его получите, если ответите на вопросы:

1. Какой элемент из 1 группы металлов плавится на человеческой руке? (Цезий – температура плавления равна 28,6 градусов С).

2.Какой газ называют “веселящим” и почему он так называется? (Оксид азота, так как он действует на центральную нервную систему и вызывает возбуждение).

3.Что такое олеум? (Раствор SO2 в H2SO4)

4.Какой цвет имеет йод в твердом и газообразном состоянии? (Твердый – серый, газ – фиолетовый)

5. В какой “капусте” много йода? (Ламинария - морская капуста).

.6.Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (Окисление соединений железа).

7.Какой драгоценный минерал по шкале твердости занимает самое высокое место и почему? (Алмаз, 10 место, атомная решетка).

8.Какой “лед” называют сухим? (Углекислый газ в твердом состоянии).

9.От соединения каких металлов зависит зеленая окраска растений и красный цвет крови? ( Mg2+-хлорофилл, Fe3+-гемоглобин)

10.Какие металлы загораются в холодной воде? (Натрий и калий).

11.Знаменитый русский композитор и химик? (А.П.Бородин).

12.Какое молоко нельзя пить? (Известковое).

13.Почему крапива жжется? (Содержит муравьиную кислоту).

14.Какое вещество используют для приготовления типографской краски? (Сажа).

15.Какова роль озона для всего живого на Земле? (Озон защитный экран от ультро фиолетовых лучей, которые очень губительны для человека)

16.Азотнокислое серебро, используемое в лечебных целях носит название… (Ляпис).

Проходит эта часть быстро, вручены входные билеты, участники садятся за столики.

Ведущий: Итак, вы получили входные билеты в кафе, занимайте свои места, но вы должны расчитаться за легкий вечерний ужин. В качестве расчета у вас будут пластиковые карточки, но не денежные, а химические.

Итак, предстаавители от каждого столика идут за карточками и начинают вести расчет. За каждое задание даются баллы, которые вносят в карточки.

1 стол.

Задание: Собрать прибор для получения кислорода по способу вытеснения воды и доказать наличие этого газа. Записать уравнения. Получить! (Демонстрация за специальным столом).

2 стол.

Задание: Собрать прибор для получения углекислого газа, получить, доказать его наличие. Записать уравнения.

3 стол

Задание: Решить экологические проблемы:

а) предложить методы очистки реки Енисея;

б) методы очистки поля и лесного массива с. Частоостровское.

4 стол

Задание: Из предложенных веществ осуществить превращения:

а) хлорид меди - гидрооксид меди(II) – оксид меди.

б) записать уравнения получения.

Ведущий: Вы получили баллы, внесли в вашу карточку, но вы хотели бы взять что-то повкуснее, тогда заработаем еще.

Вы видете на стенде чашечки с написанными формулами. Выберете ту, о каком веществе вы можете рассказать, на чашечках есть баллы, на каждой свой. Выбор за вами.

После ответов отмечаются баллы и сдают карточки. 4 официанта несут подносы со сладостями и кофе. Это служит призами за задания.

Ведущий: Обратите внимание вот чашечка с интересной формулой: 1,3,7- триметилксантил или кофеина, который входит в состав кофе.

А пока вы пьете кофе, вы получите информацию о: кофейном дереве, как завариввали кофе, составе кофе.

Выходят трое ведущих и дают информацию.

Ботаник:

Кофейное дерево – растение с белыми душистыми цветками, из которого образуется плод – ягода красного или фиолетово-синего цвета с двумя семенами в сочной мякоти. Он относится к семейству мареновых. Более половины мировой продукции кофе дает Бразилия. Эту страну называют кофейной державой.

Официант:

А вот как готовят кофе в странах Ближнего Востока.

(Из воспоминаний путешественника).

“Нет дома, где вам не предложили бы кофе, пьют его мелкими глотками”.

Слуга в белом принес маленькую чашечку, она была пуста, а на дне был коричневый осадок. Его надо было попробовать. Слизнув ободок, путешественник чувствовал неслыханную горечь, как будто проглотил добрую порцию хины. Горечь прошла, а через промежуток времени происходит, что-то необыкновенное.

“Я почувствовал себя свежим, бодрым, легким, даже дышалось по-другому. Испытывал необыкновенный прилив сил, энергии, как будто отпуск провел на берегу моря”.

“Это был лучший геджасский кофе” - ответил мне с гордостью, на мой немой вопрос, слуга.

А почему его было так мало, а не полная чашка?

Если бы вы выпили этого кофе целую чашку – вы бы умерли.

Химик

Чтобы понять какие вещества придают кофе неповторимый вкус и аромат, какое действие оказывает на организм человека, необходимо знать его химический состав. Исследуя золу семени кофейного дерева, ученые установили, что кофе содержит элементы железа, магния, калия, серы, азота, фосфора и хлора.

Эти элементы входят в состав сложных соединений как кофеин, лимонная кислота, яблочная кислота, хинная кислота. Из всех веществ более подробно изучен кофеин. Открыл и расшифровал формулу в 1897 году немецкий ученый Э.Фишер. Кофеин содержится в семенах кофейного дерева, листьях чая.

Ведущий снимает со стенда последнюю чашечку, на которой изображена формула кофеина. Показывает всем в зал.

Ведущий: Вот и закончился наш вечер в химическом кафе “Кофейня”.

 Литература:

1.В.Н. Алексинский “Занимательные опыты по химии” Москва.

Просвещение 1980.

2.Ф.Вент “В мире растений” (перевод с английского) Москва.1972.

3.И.А.Леенсон “100 вопросов и ответов по химии”. Издательство “Астрель” 2002.

4. О.Ольгин “ Опыты без взрывов”. Москва. Химия 1986.

5.Л.Е.Сомин “ Увлекательная химия” Москва. Просвещение 1972.