Интегрированный урок обучения грамоте по теме "Звуки [Д] и [Д'], буквы Д, д"

Разделы: Начальная школа


Цели:

обучающие:

  • знакомство с новыми звуками и новой буквой;
  • знакомство с написанием строчной буквы “Д”;

развивающие:

  • развитие речи, внимания, фонетического слуха;

воспитательные:

  • воспитание интереса к чтению, умения работать дружно.

Оборудование: тренажеры по чтению, рисунки животных, цветные фишки, звуковички, таблица с буквой “Д”, элементы буквы “Д”, таблица со слогами и словами.

Ход урока:

1.Оргмомент

      1,2 – выше голова,
      3,4 – плечи шире,
      5,6 – тихо сесть.

      Долгожданный дан звонок,

      Начинается урок.

2. Повторение изученного материала.

      А какой урок у нас начинается?

      Правильно, урок чтения. Проверьте, все ли вы приготовили?

      Все ль на месте, все ль в порядке?

      Ручка, книжка и тетрадка?

      Молодцы! Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаете? А зачем делать зарядку?

      Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка. А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

      а) Дыхательная гимнастика.
      б) Артикуляционная гимнастика.
      в) Упражнение в чтении по тренажерам.

      Молодцы! Теперь мы с вами сделали зарядку и готовы начать работать. Но сначала нам надо узнать, какая же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься?

3. Формулирование темы и цели урока детьми.

      Посмотрите на картинки и разделите их на две группы.

      (дятел, ворона, воробей, дуб, роза, ромашка)

      Выделите в каждой группе по одному лишнему слову. Что общего в этих словах?

      Определите тему урока.

      А какая цель нашего урока?

4. Изучение нового материала.

а) Сообщение о дятлах.
б) Слого-звуковой анализ слов.

Сегодня дятел решил побыть у нас на уроке, а сидеть он будет на дереве, которое называется – дуб. Давайте сделаем ему приятно и составим схемы слов дятел, дуб.

Схему первого слова составляют девочки, а схему второго слова составляют мальчики.

в) Выделение и характеристика звуков “Д” и “Д,”..

Выделите первый звук в слове “дятел”. Какой это звук Гласный или согласный, глухой или звонкий, мягкий или твердый?

Выделите первый звук в слове дуб. Какой он гласный или согласный, глухой или звонкий, мягкий или твердый?

Физкультминутка

Итак, с какими звуками мы познакомились? А теперь поиграем в игру. Игра называется “Берегись!” Где живет дятел? А лес таит в себе много опасностей. Мы будем передвигаться вперед, и встречать различных животных. Если в название животного есть звук “Д” или “Д,”, то вы прячетесь. Если нет, проходите мимо.

/сорока, дикобраз, воробей, медведь, сова, крокодил. Еж, леопард белка, дикий кабан, заяц, панда/

г) Знакомство с новой буквой.

Молодцы! смогли целыми и невредимыми выйти из леса. А помогли вам в этом два звука. Эти два звука можно записать одной буквой. Посмотрите, дятел принес нам три конверта. В одном из них находится новая буква. В первом конверте лежат гласные звуковички. Во втором - согласные звонкие. В третьем – согласные глухие звуковички. В каком из трех конвертов лежит буква “Д”?

Я буду показывать звуковичков, а вы, если увидите новую букву, скажите слово “да” и захлопайте в ладоши. А если вам встретятся уже известные буквы, то отрицательно покачаете головой и скажете “нет”.

Молодцы! На что похожа буква “Д”?

Этот домик – буква “Д”,
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.

д) Сравнение заглавной и строчной букв “Д”.

Почему одна буква больше, а другая меньше? Зачем нужны заглавные буквы?

Помни, пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря
И фамилия моя!

Анализ строчной прописной буквы “Д”.

Ребята, а почему на табличке 4 буквы? Как называются нижние две буквы? Где используют прописные буквы? Сейчас мы научимся писать строчную букву “Д”.

Из каких элементов состоит строчная буква?
Как будем писать с отрывом или без отрыва?
С наклоном или без наклона?

е) Показ написания элементов на доске. Самостоятельное письмо на индивидуальных досочках.

ж) Показ написания буквы “Д” на доске и индивидуальных досочках.

з) Письмо в прописи.

Откройте пропись на странице 14. Найдите в середине страницы черную рамочку. Положите тетрадь с наклоном.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.

Покажите, как вы держите ручку?
Первую букву пишем вместе.

Остальные три обведите самостоятельно.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках, А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И, как заинька трусишка,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

5. Закрепление изученного материала.

а) Чтение слогов в учебнике.

Потянулись ежики и сели, и превратились в учеников. Итак, мы с вами познакомились с буквой “Д”, узнали, что эта буква обозначает. А что получится, Если согласный соединить с гласным звуком?

Откроем учебники и прочитаем слоги вверху страницы

б) Группировка и классификация.

Какой слог лишний в 1 столбике? (2 столбике)
Чем отличаются слова первого и второго столбиков? Что общего?
Что можете сказать о звуках “Д” и “Т”.
А теперь прочитаем слоги на доске. Чем они отличаются?

в) Чтение слов. Группировка и классификация.

Опускаем глазки ниже. Что там написано? Что такое слово?
Хором прочитаем слова первого столбика.
Какое слово лишнее? Почему?
Разделите на слоги каждое слово и поставьте ударение.
Хором прочитаем слова второго столбика.
На какие две группы их можно разбить? Почему?
Какая у них общая часть? Выделите ее.
Как образовалось слово домик? Выделим суффикс.
Хором прочитайте слова третьего столбика.
На какие группы их можно разделить? Какое слово может быть лишним? Почему?

г) Выборочное чтение.

Прочитайте слова, в которых один слог. Слова, в которых 5 звуков. Слова, в которых все согласные обозначают звонкий звук. Слова, в которых ударный второй слог.

6. Итог.

Что общего у всех слов, которые мы прочитали?
Вспомним, какая цель у нас была вначале? Достигли мы этой цели?
Кто мне еще раз даст полную характеристику буквы “Д”?
Поднимите руки, кто считает, что на этом уроке поработал хорошо?

Молодцы! Урок окончен.