Методическая разработка урока-конференции для 10-го класса

Разделы: Экономика


Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Урок-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к урокам этой концепции. Конференция помогает реализовать две главные задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения. Во-первых, создание проблемной ситуации, которая пробуждает желание разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое, это в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, данный урок помогает реализовать творческие способности учащихся, в зависимости от их психологических особенностей, раскрыть их потенциал, признать индивидуальность ученика. Данная структура урока имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления. Когда ребенок сам анализирует и доказывает свою правоту, у него появляется интерес, творческий поиск и стремление достигнуть поставленных задач.

На протяжении всего урока успех выполнения заданий зависит от субъектного опыта учащихся и создания ситуации успеха для каждого учащегося (похвала, внимание). На уроке обязательно должно присутствовать деловое партнерство, при котором учитель выступает как помощник учащимся “окультуривать свой субъектный опыт”.

В течение урока целесообразно проведение рефлексии – самоанализ учащихся своей деятельности и деятельности своих одноклассников на уроке и их оценка. И, наконец, проведение мониторинга урока поможет выявить – достиг ли урок своей цели.

Цели:

  • Развить навыки самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с научным докладом;
  • Приобрести опыт подготовки обзорных материалов, научиться обобщающим выводам;
  • Воспитать ответственное отношение к умственному труду, развивать творческий потенциала учащихся.

Подготовительный этап:

За две недели до урока раздать темы докладов учащимся:

  • Адам Смит как человек и великий экономист;
  • Экономическое учение Карла Маркса и современность;
  • Мальтус о роли народонаселения в экономике;
  • Отечественная мысль 20-х г.г XX века.
  • “Город солнца” Т. Кампанеллы;
  • Утопии и фантазии Ш. Фурье.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

Добрый день! Экономическая теория – древнейшая наука. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Сегодня интерес к экономической теории, несомненно, растет.

… Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

(А.С. Пушкин)

Еще полтора веков тому назад А.С. Пушкин в характеристике Евгения Онегина продемонстрировал, что ответ на вопрос “как государство богатеет?” не утратил своей актуальности, и извечно люди пытались выстроить логически правильную экономическую модель в хозяйственной практике и политической жизни государства. И мы с вами попытаемся сегодня разобраться в основных экономических течениях политэкономии. Итак, тема нашей конференции – “Школы экономических учений”.

 

Цель нашей конференции – во-первых, раскрыть основные идеи классической политэкономии (общая экономическая теория); во-вторых, опираясь на знания основных экономических вопросов проанализировать утопические взгляды некоторых экономических школ, доказать их несостоятельность.

 

так, мы начинаем… Темы докладов перед вами в порядке их заслушивания представлены на доске. Во время выступления докладчиков вы заполняете таблицы и бланки-рецензии. После каждого доклада мы делаем выводы, которые будут отражены на доске. Регламент выступления 3-4 минуты.

(Методический совет - на доске должны быть написаны темы докладов, а также представлена логическая схема развития экономической мысли. Кроме этого целесообразно на доске выписать ключевые понятия по теме, требующие объяснения (например, политэкономия – одно из названий общей экономической теории, введенное в обиход французским экономистом А. Монкрентьеном).

2. Участники конференции выступают со своими докладами.

Доклады учащихся должны отличаться исследовательским характером и являться своеобразными аналитическими умозаключениями по тематике. Во время их выступлений другие учащиеся заполняют конспекты в виде таблицы. Каждый докладчик делает обобщающие выводы, возможны комментарии и дополнения других учащихся, после чего заполняется опорная схема на доске, которая отражает школы экономических течений, их представителей и главные идеи (таблички с нужными понятиями заранее готовит учитель, которые потом просто крепятся на доске).

3. Рефлексия

- уровень каждого доклада оценивают сами учащиеся, заполняя бланки-рецензии.

4. Мониторинг урока.

Список используемой литературы:

  1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса. – М., 1975.
  2. Баликоев В.С. Общая экономическая теория. – Новосибирск, 1996.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994
  4. История экономической мысли в России. - М., 1996.
  5. Костюк В.Н. История экономических учений. – М., 1997.
  6. Липсиц И.В. Экономика. – М., 2000.
  7. Машина М.В. Экономическая азбука. – М., 1995.
  8. Общая экономическая теория (политэкономия).- М., 1995
  9. Современная экономика. – Ростов-на-Дону, 1996
  10. Экономическая энциклопедия в 4 т. – М., 1980.
  11. Ядгаро Я.С. История экономических учений. – М., 1996.

Основные направления развития политэкономии.

Школы экономических учений

Основные представители

Сущность экономических учений

Главные научные труды

       
       
       
       
       
       
       
       
       

Оценка прослушанных реферативных работ.

Тема доклада (имя выступающего)

Полнота доклада (раскрыта ли тема?)

Логика доклада (соблюдена или нарушена?)

Достоинство доклада

Недостатки доклада

Оценка эксперта