Тема: Опорные слова.
Цели:
- учить выделять опорные слова в тексте;
- по опорным словам определять тему текста;
- на основе опорных слов создавать текст.
Задачи:
- развитие творческих способностей, мышления, речи детей;
- формирование и закрепление интереса к занятиям риторикой через создание атмосферы комфорта на занятиях;
- привитие начальных навыков театральной игры;
- совершенствование навыков межличностного общения детей;
- воспитание культуры общения.
Ход занятия
Минутка вхождения в день.
Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.
Дыхательная гимнастика.
– С наступлением нового дня. Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.
Актуализация знаний .
Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.
На доске карточки со словами: предложение слоги звуки слова 20 6 12 19 20
– Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
– Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. Докажите правильность цепочки.
– Отгадайте, какого слова здесь не хватает. (Карточка с цифрами 20 6 12 19 20.) По какому признаку зашифровано слово? Переворачивают карточку, там слово текст. (Алфавитный признак)
– Что такое текст?
Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью; это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
– Давайте назовем яркие признаки текста, а поможет нам в этом цветок: цветик-семицветик. (На доске цветок с лепестками.) Дети называют признак и объясняют его, а учитель переворачивает лепесток с этим признаком.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст.
Начало
Концовка структура текста.
Основная часть
Заголовок – заглавие, название текста.
Абзац – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль.
– Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема, основная мысль).
– Что, значит, понять основную мысль текста?
Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.
Игра “ Плюс – минус”. (Тест “Верные и неверные высказывания”)
– Если высказывание верное, ставим “плюс”; если неверное – “минус”.
- Текст состоит из предложений;
- К тексту нельзя придумать заглавие;
- Все предложения в тексте имеют границы;
- В тексте всегда о чем-то или о ком-то говориться;
- Текст можно разделить на части;
- Каждая часть текста записывается с красной строки.
Постановка проблемного вопроса.
– Ребята, а какой признак текста мы еще не открыли? (Открывается лепесток “опорные слова”).
– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте сами тему и цель нашего урока.
– Зачем нам нужны опорные слова?
Опорные слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.
Работа с учебником. Первичное закрепление.
Цель: учить, по опорным словам составлять текст, выделять в тексте опорные слова.
– Откройте страницу 12, задание № 11.
– Прочитайте текст. Определите тему текста.
– Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте.
Двадцать пять
Оловянных солдатиков
Сыновья
Оловянной ложки
Очень красивы
Ружье
Грудь колесом
Мундир
Красный с синим
– Вспомните по этим словам содержание текста (1 – 2 человека пересказывают текст).
– Как называются такие слова? (Опорные слова.)
– Почему? (Мы как-бы опираемся на них в своем пересказе.)
– Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? (Дети формулируют вывод)
– Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями в розовой рамке. (Дети читают сведения на странице 12)
– Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми?
Физминутка “Страус Куки”.
(Дети встают в круг по парам и выполняют слова физминутки)
Страус Куки встал с постели,
Поразмял себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой
Вправо, влево: что с тобой?
Перья в сторону торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже,
Посмотрел и так и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить,
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку.
Сладко потянуться
И просто улыбнуться.
Работа в группах.
– Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? (По опорным словам составляли текст)
– А если опорных слов нет, что нужно сделать? (Их надо выделить)
– Сейчас мы с вами будем работать по группам. Каждая группа получит задание.
Каждой группе дается текст, нужно выделить в нем опорные слова. (Задание из учебника № 12)
(Дети зачитывают слова, которые они выделили в тексте, а учитель вывешивает на доске эти слова.)
– Сделайте по ним краткий пересказ. Сделайте вывод (По опорным словам можно вспомнить содержание текста, опорные слова помогают передать в тексте самое главное, основное)
7. Вторичное закрепление. (Работа в группах)
Первая группа.
Задание:
– Прочитайте опорные слова одной известной сказки. Попробуйте по опорным словам составить сказку, а также ее проинсценировать.
(Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух)
Вторая группа.
Задание:
– Выделить в тексте опорные слова, прочитать их. Дети должны восстановить содержание текста, придумать название. Группа должна проинсценировать эту сказку. (Узбекская сказка “Упрямые козы”)
Третья группа.
– Прочитать и сравнить опорные слова из двух небольших рассказов с одинаковым названием. Восстановить основное содержание этих рассказиков.
Моя собака День рождения, щенок колли,
рыжий, веселый, грызет,
любят, гуляем, не боится,
убежал, позвонили, счастливый.Моя собака Нашел, замерший,
черная шерсть, висячие уши,
недоверчивый, стал веселым,
гуляем, боится, любим.
– Почему рассказы имеют одинаковое название, а содержание получилось разным? (Разные опорные слова)
– Для чего же нам нужны опорные слова? (Помогают передать в тексте самое основное)
Итог урока.
– С каким признаком текста мы познакомились на уроке?
– Для чего они нам нужны?
– Как еще называются опорные слова?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Какое у вас было настроение?
Домашнее задание.
– Домашнее задание будет творческим: из любой сказки выписать опорные слова, а дети будут отгадывать, какая это сказка. Можно работать по мини-группам, а можно индивидуально.