Урок-презентация "Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение"

Разделы: Биология


Задачи:

1. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.
2. Активизация познавательного интереса учащихся.
3. Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, микроскопы, микропрепараты.

Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

ХОД УРОКА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Проверить мультимедиа оборудование, подготовить инструктивные карточки, гербарии, проверить готовность к уроку: мел, тряпка, доска, экран, порядок, готовность детей: учебники, тетради, ручки, надпись на доске: тема урока.

I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

    Здравствуй друг,
    Я пришел
    Ты мне рад
    Хорошо!

Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:

Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!

Садитесь.

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

“Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая …”, так описывал наш край известный писатель Х-Мансийского района Сергей Козлов.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?

(Ответы детей.)

А что мы знаем о голосеменных растениях?

А вот мне интересно, почему назвали данную группу именно таким образом?

(Ответы детей.)

Проверка домашнего задания

Тестовое задание “Гонка за лидером” или А правда ли то, что…

  1. К голосеменным растениям относится около 700 видов растений
  2. Листья у всех голосеменных растений – хвоя
  3. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных
  4. Сосна, ель, пихта – это хвойные растения
  5. Все голосеменные растения имеют цветок и плод

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую группу растений, самую распространенную группу на Земле.

Приложение:презентации желательно использовать рисунки, анимационные модели электронных учебников и т.д.)

СЛАЙД 1

Тема нашего урока “Отдел Покрытосеменные растения, особенности организации и происхождение”

Какие задачи мы можем выполнить на уроке?

СЛАЙД 2

Проверка общеучебных ЗУН

Беседа, диалог с детьми с использованием мультимедиа оборудования

Для того, чтобы выполнить эти задачи, нам необходимо вспомнить из курса биологии 6 класса следующие термины:

  • Цветок - это видоизмененный побег, орган семенного размножения.
  • Давайте вспомним строение цветка.

“Строение цветка” Работа учащегося с таблицей у доски.

  • Плод – это орган полового размножения.
  • Трахеиды - мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками. Обеспечивают проводящую и опорную функции.

Какие особенности имеются у покрытосеменных растений?

  II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

3. Изучение нового материала.

Происхождение покрытосеменных растений.

Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений.

Известно 250 тысяч видов.

Первые цветковые растения появились в начале мелового периода около 135 миллионов лет назад (или даже в конце юрского периода).

Вопрос о предке покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым; но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

Характерные признаки покрытосеменных растений, отличающие их от голосеменных (использовать гербарные материалы.)

СЛАЙД 3

В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения.

Ребята! Посмотрите на эти комнатные растения. Скажите, какими отличительными признаками обладают покрытосеменные растения?

СЛАЙД 4

  • Наличие цветка.
  • Наличие плода.
  • Покрытосемянность.
  • Строение органов достигает наибольшей сложности.(Есть сосуды вместо трахеид, обеспечивающие проведение орг. и неорг. в-в.
  • Ткани имеют высокую степень специализации.
  • Интенсивный обмен веществ.

    ЭТИ ПРОГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАНЯТЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

СЛАЙД 5

Многообразие цветковых растений сведено к двум основным типам:

СЛАЙД 6

Побеговая и корневая системы

Тело покрытосеменных растений имеет побеговую и корневую систему:

    ПОБЕГОВАЯ
    СИСТЕМА
    Стебель
    Листья
    Почки
    Органы воспроизведения
    КОРНЕВАЯ
    СИСТЕМА
    Главный корень
    Боковые корни
    Придаточные корни

    ИГРА “Ботаническое лото”

Ребята получают карточки, с которыми работают в группе.

Нужно составить правильный текст.

ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
СИНИЕ: Первые цветковые растения произошли 135 миллионов лет назад от семенных папоротников.
КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.
ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СЛАЙД 7

Лабораторная работа “Строение цветковых растений на примере шиповника”
(Инструктивная карточка, гербарий)

Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.

Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

    Лабораторная работа
    “Строение цветковых растений на примере шиповника”

Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.

Оборудование: гербарий.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид растения.
  2. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 “Строение шиповника”.
  3. Отметьте особенности строения по следующему плану:
  • Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________  стебель.
  • Листья ____________________ (простые или сложные)
  • Листорасположение ____________________________ (очередное, супротивное, мутовчатое)
  • Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.
  • Плод  ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.

Какие выводы мы можем сделать?

  1. Каковы главные признаки отдела покрытосеменных растений
  2. Какой орган покрытосеменных растений является органом полового размножения?
  3. Почему отдел назвали покрытосеменными
  • Тестовые вопросы учебника. Стр 86
  • Оценка, самооценка, рефлексия.

Дорогие ребята! Я очень рада знакомству с вами. Мне было приятно проводить урок в вашем классе. Мы хорошо потрудились!

Оценка деятельности учащихся.

СЛАЙД 8

Домашнее задание. Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:

  • Составьте словарь терминов данного урока.
  • Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
  • Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”.
  • Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.

А самым любознательным я предлагаю выполнить необычное домашнее задание: ответить на вопросы викторины и результаты отправить мне по E-mail.

Спасибо за внимание. Урок окончен. Всего вам доброго!