Урок истории по теме: "Белые и красные в годы Гражданской войны"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми факторами воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны;
  • сформировать у учащихся представления о многогранности исторического процесса;
  • способствовать становлению умения оценивать исторические явления;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа документа.

Оборудование урока:

  • карта "Гражданская война и иностранная интервенция";
  • портреты лидеров Белого движения и Красной Армии;
  • пластинка или магнитофонная запись песни "По долинам и по взгорьям" /сл. П.Парфенова и С.Алымова, муз. С.Атурова, и А.Александрова /.

Литература:

Данилов А.А, Косулина Л.Г, история России . XX век. IX класс, просвещение , 1995г.
Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: х класс: книга для учащихся / Сост. О.Е.Лебедев - М.Просвещение , 1932Г.;
История Отечества в документах . 1917-1993гг; Хрестоматия для уч-ся старших классов средней школы; в 4ч. ч.1: 1917-1920гг., М.1995Г;
Островский В.П.,Уткин А.И, история России. ХХвек. ХI класс . М: Дрофа, 1995г.

Тема урока объявляется школьникам заранее; занятию предшествует подготовительная работа .
Ученикам предлагается подобрать такие документальные источники / см. список литературы /, которые помогли бы аргументировать свои взгляды на проблему противостояния сил в гражданской войне.
Двум участникам урока предлагается выучить стихи м.Волошина, написанные поэтом в 1920 г. / см.ниже/.
Описанный ниже урок проводился в ХI классе, но после адаптации материала такое занятие можно организовать и в IХ классе /при концентрической структуре исторического образования /.

1. Вступление

Необходимо создать у ребят соответствующий настрой, поэтому целесообразно начать урок с прослушивания популярной в годы гражданской войны песни "По долинам и по взгорьям" /эта песня, как и некоторые другие марши красных, была переложением марша белогвардейцев /.

Далее учитель цитирует стихи:

Я вижу, как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган,
Республику сделает хуже короны
И белых и красных жестокий обман.

Так из глубины ХVI века вещал Люка Кори, больше известный нам под именем Мишеля Нострадамуса. Многие полагают, что известный поэт, мистик и мыслитель предсказал события гражданской войны XX века в России . Но не будем обращаться к мистике, поговорим о событиях реальных.
Белые и красные ... Кто они ? Ученик читает отрывок из стихотворения Максимиана Волошина "Гражданская война" /1920г./

Одни восстали из подполий,
из ссылок, фабрик, рудников.
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных .
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на покой
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапятнанных пожарищ
И жив разбойный древний дух
Зарудных, Стелек, Кудеяров.
В других, лишенных всех корней,
Тлетворопый дух столицы невской,
Толстой и Чехов, Достоевский,
Надрыв и смута наших дней.
Одни идут освобождать
Москву и вновь ковать стихию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

Учитель говорит: так ответил на поставленный вопрос поэт. Мы же попытаемся найти свой ответ - или ответы .

2. Основная часть урока

Далее учитель ставит перед уч-ся ряд проблем. Школьники, используя полученные ранее знания, а также домашние заготовки /выписки из документов/, высказывают свои суждения.

Учитель сообщает, что в советское время энциклопедии определяли гражданскую войну как "организованную вооруженную борьбу за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острую форму классовой борьбы". Сегодня вполне очевидно, однако, что гражданская война - самая бессмысленная изо всех войн.

Учитель предлагает школьникам высказать свои суждения о том, кто виноват в развязывании гражданской войны в России. Начинается дискуссия, выслушиваются аргументы сторонников различных точек зрения.

Некоторые уч-ся полагают, что часть вины история должна возложить на кадетов, которые возглавили антисоветскую борьбу. Уже весной 1918г. они создали в Москве подпольный национальный центр, руководил им видный кадет Николай Николаевич Шепкин. Тесно связанная с Добровольческой армией, эта организация готовила восстание в Москве. Национальный центр разработал подробный план восстания, были закуплены партии оружия. Осенью 1919 г. заговор был раскрыт, основные руководители национального центра расстреляны.

Другие школьники отмечают, что после октябрьской революции меньшевики продолжали политическую борьбу с большевиками, а правые эсеры перешли к борьбе вооружённой. После создания однопартийного правительства большевики обострили положение тем, что распустили Учредительное собрание и заключили Брестский мир с Германией. Все эти события происходили на фоне роста антибольшевистских настроений.

Целью дискуссии не является поиск однозначных и окончательных истин. Каждый участник разговора может остаться при своем мнении. Главное - вести аргументированный спор, отстаивать свою точку зрения.

Когда основные доводы уже приведены, учитель предлагает поразмышлять о том, каковы были цели борьбы. За какие идеалы белые и красные подняли оружие?

Может быть, говорит учитель, ответив на эти вопросы  /или приблизившись к ответам/, мы сумеем понять, почему по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники. Так, штаб Фрунзе возглавлял Николай Семенович Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат - Петр Семенович Махров, в штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского - его двоюродный брат, Владимир Александрович Соллогуб.

В поисках ответов уч-ся обращаются к источникам.

Документы

За что вы боретесь и за что мы подняли оружие?

Вы боретесь за комиссародержавие, за лживую власть Апфельбаумов/ Зиновьев/, Бронштейнов /Троцкий/, Розенфельдов / Каменев/, Нахамнесов /Стеклов/, Калининых, Петерсонов, которым не дорога наша Родина и нужен лишь позор ее.

Мы боремся за Учредительное собрание, за всенародный и свободный выбор любящих Родину людей, у которых одна мысль и одно сердце с народом ...Вы насаждаете коммуны, которые дают возможность лентяям, тунеядцам пользоваться плодами трудящихся рук.

Мы отстаиваем право собственности. Всякий имеет право на то, что ему законно принадлежит, всякий имеет право приобрести честным трудом то, чего ему недостает, каждый имеет право свободно распоряжаться тем, что он добыл трудами своими ...

Вы втянуты в бесконечную войну со всем миром. Троцкие и Зиновьевы хотят затопить всю землю в крови. Они натравливают рабочих на крестьян, крестьян на рабочих, сынов на отцов и отцов на сынов.

Мы несем мир на землю русскую. Немедленно после свержения пропитанной кровью русских людей большевистской власти должна быть восстановлена свобода мирного труда. Довольно уже наши поля обогрялись русской кровью по вине проходимцев, у которых нет своего отечества. Пусть же вся пролитая ими кровь падает на их голову. Пора тебе, русский человек, последний раз взяться за оружие и свергнуть иго красных палачей, окончательно вернуться к домашнему очагу и мирному труду. С нами хлеб, с нами мир и хозяин земли русской - учредительное собрание.

Штаб Белой Армии.

Из заявления группы левых коммунистов в ЦК РСДРП /б/

... Мы считаем, что после захвата власти, после полного разгрома последних оплотов буржуазии перед пролетариатом с неизбежностью встает задача развития гражданской войны в международном масштабе, задача, ради выполнения которой он не может останавливаться ни перед какими опасностями . Отказ от нее ведет к его гибели от внутреннего разложения, равносилен самоубийству.

Итак, красные видели свою цель в построении царства социализма в мировом масштабе путем перманентной революции, одним из элементов которой является гражданская война; белые стремились к осуществлению не менее смутного идеала, окрашенного, однако, в демократические и патриотические тона. Такой краткий вывод делает учитель.

Далее обсуждается проблема методов борьбы.

Любая война имеет свои законы, в пылу борьбы ее участники забывают о прощении, милосердии, жалости. Жестокость войны нельзя оправдать, но ее можно понять. Попробуем это сделать. Кто виноват в развязывании террора, в беззакониях и насилии ?

Заслушиваются аргументы уч-ся, вновь использующих текст документов.

Документы .

Из акта расследования по делу о злодеяниях
большевиков в городе Ялте и ее окрестностях
/злодеяния против мусульманского населения/ 1918 г.

После бегства большевиков из Крыма была образована крымскотатарская следственная комиссия с участием двух юристов, которая в течение месяца произвела краткое обследование апрельских злодеяний большевиков, совершенных на Южном побережье Крыма. Протоколами этой следственной парламентской комиссии устанавливается, что в районе обследования за два-три дня апреля месяца убито мирных жителей более 200, уничтожено имущества, точно зарегистрированного, на 2928000 рублей, общий же ущерб, причиненный большевиками татарскому населению Алушты, Кизильташа, Дерекоя, Алупки и более мелких поселков, по приблизительному подсчету превышает 8000000 рублей. Тысячи жителей оказались нищими.

Сведения о злодеяниях большевиков в городе
Екатеринодаре и его окрестностях.

В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта 1918 г. В тот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенции, и все задержанные... 83 человека, были убиты, зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых опознаны: член городской управы Пушкарев, нотариус Глоба-Михайленко и секретарь крестьянского союза Молинов, а также дети 14-16-летнего возраста и старики свыше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, половые органы, обезображивая им лица.

Красный террор был осознанной государственной политикой. Как известно, красный террор был оформлен специальными декретами в сентябре 1918 г., после покушений на лидера большевиков - Ленина. Но не надо забывать, что уже в декабре 1917 г. была создана ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией спекуляцией и саботажем. В июне 1918 г. была восстановлена смертная казнь.

Красный террор был нацелен не только на подавление и запугивание реальных или потенциальных противников /предпринимателей, старого офицерства, священнослужителей, зажиточного крестьянства, интеллигенции/, но и на "перевоспитание" трудящихся масс, поэтому утверждение, что красный террор есть ответ на террор белый, верно лишь отчасти.

Исход борьбы в огромной степени зависел от выбора основной массы населения - среднего крестьянства. А оно не желало воевать, надеялось переждать тревожное время. Этим объясняется уклонение крестьян от мобилизации в Красную Армию.

Белогвардейцы же не смогли найти общий язык с крестьянством /как уже отмечалось ранее, у белого движения не было единой аграрной программы/.

В ходе обсуждения проблемы школьники цитируют источники.

Документ.

Обращение командующего народным ополчением Антонова.

Пробил час нашего освобождения, наступил момент избавления от красных самодержцев, засевших, как Соловей-разбойник, в Москве белокаменной, опоганивших наши святыни, наши иконы со святыми мощами, проливших море невинной крови отцов и братьев наших, обративших в непроходимую пустыню наше сильное и богатое государство. Вот вам мой приказ: не взирая ни на какие препятствия, немедленно выступайте в поход на соединение с моим ополчением ... Отечество в опасности, оно зовет на подвиг, итак, за мной на выручку Москвы! С нами Бог и народ! Ко мне, в Тамбов!

Отмена частной собственности на землю, запрещение аренды, наемного труда, уравнение в нормах землепользования, владения скотом, инвентарем порождали враждебное отношение к большевикам. Крестьяне уклонялись от мобилизации в Красную армию; иногда пассивное сопротивление перерастало в вооруженную борьбу. Так, в Кунгурском уезде Пермской губернии в июне 1918 г. было одно восстание, а в июле, в связи с призывом в красную армию, - уже 17.

Крестьянство выступало против злоупотреблений продотрядов, против изъятия хлеба, реквизиций скота. С усилением репрессий деревня перешла к методам крестьянской войны - террору против коммунистов и советских работников, разгрому колхозов, совхозов; прекратилась сдача хлеба. Леса наполнились армиями зеленых, державших в страхе сельские власти. Восстания крестьянства отмечались в центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири.

3. Заключение

Клод Анри де Сен-Симон как-то написал, что если Франция внезапно потеряет по 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души. Россия в годы первой мировой и гражданской войн потеряла гораздо больше…

Понадобились десятки лет, чтобы заново оценить те события и осознать простейшую из истин: в гражданской войне нет ни победителей, ни побежденных; это народная трагедия.

Закончить урок можно стихотворением "Заклятье" Максимилиана Волошина /1920г./:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
Возникнет праведная Русь.
Я за нее одну молюсь,
Я верю замыслам предвечным;
Ее куют уваром мечных,
Она мостится на постах,
Она святится в ярых битвах,
На жгущих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.

Документы.

приказ № 564 генерала Майковского,
30 сентября 1919 г.

  1. В каждой деревне района восстания /против Колчака/ подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках... расстреливать на месте.
  2. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников, укрывателей и предавать военно-полевому суду.
  3. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерчинский край, передавая их милиции.
  4. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявшим их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду; наказание увеличить до смертной казни включительно.
  5. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Материалы газеты "В пути"
/ известия поезда предреввоенсовета Тройного/

Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехобелогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде… где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Краткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами, на станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий девять детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев, в Самаре число расстрелянных велико.

Трудно оправдать подобные злодеяния. Основной идеей Белого движения было восстановление боеспособной армии для отпора большевизму и возрождение великой неделимой России. Но разве цель оправдывает средства? Имея только цель и не имея конкретной программы действий /например, аграрной/, Белое движение было обречено на провал. По мере того, как это становилось все более ясным, ненависть к большевизму и его лидерам сменялась злобой, бесцельной жестокостью .

Наш разговор будет неполным, если мы не затронем еще одну проблему, говорит учитель и цитирует стихи м.Волошина "Гражданская война ":

А я стою меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Людей, занимавших подобную позицию, было в годы гражданской войны не так уж много. Зато весьма массовые было крестьянское движение, участники которого не желали признавать ни власть белых, ни власть красных.

Учащиеся высказывают суждение о причинах и целях крестьянских выступлений в тылу противоборствовавших сил. Школьники отмечают, что земледельцы - в массе своей - не подержали белых, так как не хотели возвращения помещиков. Большевики дали крестьянству землю и обеспечили на первых порах лояльность большинства сельских жителей.