Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты (из опыта работы на уроках русского языка в 4-м классе якутской школы)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Уровень грамотности учащихся средних школ – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях развития обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку, в-третьих, отсутствием языковой среды в сельской местности. Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание – средства общения. Овладение орфографией – залог успешного овладения литературным языком. В докладе освещается опыт работы по улучшению навыков правописания на уроках русского языка в 4 классе. Приводятся методы и приемы работы с орфограммами, система заданий, выполненных на уроке, тесты для контроля умений и навыков.

Цель доклада: систематизировать методику зрительно-словарного диктанта и обобщить результаты развития навыков правописания орфограмм.

Объект исследования: развитие навыков правописаний учащихся на уроках русского языка в якутской сельской школе.

Предмет исследования: методика зрительно-словарных диктантов.

Задачи в ходе исследовательской работы:

  • описать систему словарной работы по правописанию;
  • анализировать виды проверочных контрольных работ;

В результате поставленных задач должно прослеживаться улучшение навыков правописания учащихся. Должен подтвердиться положительный опыт работы по привитию навыков правописания через зрительно-словарные диктанты.

Исследованием охвачены учащиеся 4-го класса. Национальный состав класса – якуты.

Новые направления в постановке учебно-воспитательного процесса в нашей республике заложены в “Концепции обновления развития национальных школ”. Устанавливаются равноправные положения родного и русского языка в школе, и на первый план выдвигается задача интеграции обучения двум языкам... Двуязычие становится нормой нашей жизни. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражения в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Д.Тихомирова, В.А.Флерова, а также советских методистов и психологов М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назарова особенно Н.С.Рождественского, психолога Д.Н.Богоявленского. В последние десятилетия широкую известность получили труды методистов Т.К.Рамзаевой, М.М.Разумовской; представители научной школы дидакта Л.В.Замкова, А.В.Поляковой; последователей психолога Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, В.В.Репкина, П.С.Жедек.

Якутская начальная школа работает под руководством Т.И.Петровой, Ф.В.Габышевой, Л.П.Шамаевой, В.М.Анисимова, К.Ф.Федорова, Т.П.Самсоновой, П.П.Борисова.

Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они взаимосвязаны):

- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах;

- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико - орфографических задач.

Начиная работу по данной теме, мы поставили две проблемы:

  1. Чему учить? Усвоению учащимися самых необходимых навыков в овладении умениями, обоснованными на орфографических правилах. Формирование навыков правописания.
  2. Как учить? С помощью зрительно-словарных диктантов.

А почему именно так, а не иначе? При чтении текста зрительно-словарного диктанта ученик испытывает много трудностей. Участвуют нервы, центры мозга, артикуляционный аппарат, слуховой, зрительный, дыхательный органы. Все они должны работать одновременно и слаженно. Это очень трудный, сложный процесс.

Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика – это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.

Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.

Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).

С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.

Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.

Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко, В.И.Зайцева. Материалы для своей работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся, специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое внимание уделяется распознанию орфограмм.

Например, опознавательные признаки орфограмм:

Для обучения распознанию орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки.

Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограмм – это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.

Например,

“много звезд” - много !з’вост!
“часы” - !ч’ исы!

Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительно-словарных диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), а не только слышит слово.

Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и следовательно создают опасность ошибок.

Опасные звуки – буквы: гласные а/о, и/е;

Парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш;

Сочетание согласных “стн/сн”, “здн/зн”, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Сочетания “нч” и “нщ”, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу;

Согласные п,к,ф,т,с,ш, которые могут оказаться слабыми позициями (оглушенными) фонем ! б !, ! г !, ! в !, ! д !, ! з !, ! ж !.

Повышенное внимание должно обращаться на буквы е, е, ю, я или на звукосочетания “ э”, “ а “, “ о”, “у”.

Мягкие согласные, особенно ! л”! также принадлежат к числу “опасных”.

Третий опознавательный признак – это морфемы в словах корень, приставка, суффикс. Окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частицы (постфикс_ “-ся (-сь)”, сочетание морфем – две приставки, два суффикса и т.п.

Вывод: В выше рассмотренных примерах есть общие опознавательные признаки орфограмм:

1 группа признаков – расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2 группа – “опасные” звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания;
3 группа – выделение морфем, прогнозирование орфограмм в них.

Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:

- быстро и безошибочно находить в слове корень;
- подбирать родственные слова и образовывать формы проверяемого слова, выбирать из числа проверочные слова.

После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для 4-го класса.

  • Правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
  • Трудности определения падежей:
  • а) винительный падеж некоторых имен существительных совпадает с именительным – они различаются по значению и роли в предложении;
    б) у некоторых имен существительных совпадают винительный и предложные падежи ( ушел в поле – работал в поле).

Проводится работа над значениями падежей:

Предложный падеж обычно указывает место ( живет в городе), винительный падеж употребляется – переход действия на предмет : “прочитал книгу”, “вижу ворону”.

Четвероклассники знакомятся с доступными случаями склонения имен существительных во множественном числе.

Учитель подбирает слова для практической работы с ударяемыми окончаниями:

поля, дома, полки, сады с безударными окончаниями.

тетради, крылья, заводы

  • Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1 этап работы над правописанием безударных падежных окончаний имен прилагательных – это тренировка школьников в быстром и точном нахождении словосочетаний “ существительное + прилагательное”, в грамматическом анализе прилагательных.

Здесь с помощью учителя выясняется роль прилагательных в речи; они уточняют значение существительных, создают зримую картину “тяжелый труд”, “золотая осень” …

Следует подчеркнуть, что правописание падежных окончаний имен прилагательных содержит ряд трудностей и дает много ошибок.

1) Поэтому постоянно обращается внимание учащихся на “-ого”, “-его” (родительный падеж). Единственный способ усвоения запоминание.
2) Трудно различимы по звучанию безударные окончания творительного и предложного падежей: “синим небом – о синем небе”.
Проверяется с помощью вопросов каким? О каком?
3) Подобным же образом смешиваются безударные окончания прилагательных в винительном и творительном падежах: “синюю ленту – синею лентою”. Эти формы проверяются по вопросам какую? Какою?

Предлагаемая система заданий рассчитана на познание учащимися общих постоянных признаков того или иного орфографического правила. Очень распространена и довольно устойчиво ошибка на правописание безударной в корне. Отсутствие навыка грамотного написания от того, что недостаточно отрабатывается умения находить корень подбирать к нему родственные слова. Не осознаются учащимися все виды орфограмм, имеющиеся в корне. Поэтому выделить корни в знаменательных частях речи и объяснять их правописание является первостепенной задачей на уроках русского языка в 4-м классе.

4) Как проводится словарно-зрительный диктант?

Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде “гармошки”.

При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).

Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов, словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы 4-го класса. Учитель читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.

Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.

После проверки учитель берет на заметку слова, в которых допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько диктантов. Они активизируются в других видах работ.

В конце четверти проводится тестирование по проверке степени усвоения орфографии.

Оно содержит обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения изученного материала.

Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Тестирование оценивается по уровням:

“высокий” (выполнены правильно все предложенные задания);
“средний” (выполнены все задания с незначительными погрешностями);
“низкий” (выполнены отдельные задания).

Тестовой материал приводится в приложении. Таблицы показаны в той последовательности, в какой проводилась работа в каждой учебной четверти.

Работа над группой слов из предстоящего словарно-зрительного диктанта ведется в течении недели.

Виды упражнений:

1. Зрительное запоминание написания слов (трудных слов отдельно для слабых)

- проговаривание по таблице;
- запись по памяти;
- проговаривание (проверка) по своей записи;
- проверка по таблице.

2. Работа над формами слов (лексическая и грамматическая)

- склонение существующих, прилагательных;
- подбор родственных слов с помощью суффиксов;
- изменение формы слова в числах и родах (прилагательное, глагол, числительное).

3. Составление синтаксических конструкций для дифференциации обучения. Применяются карточки вида:

По этим карточкам учащиеся составляют предложения. Очень практично закрепляются навыки разбор при однородных членах предложения.

4. Составление словосочетаний

- числительное + существительное (согласование)

Используется постоянная цифровая таблица на доске с цифрами от единицы до десяти, написанными разным цветом. С цифрой 1 (зеленый цвет) сочетаются существительные в единственном числе именительном падеже, 2,3,4 (красный цвет) – существительные имеют окончания единственного числа родительного падежа, с 5 по 10 (черный цвет) – существительные имеют форму множественного числа.

1 2 3 4

Это помогает учащимся составлять словосочетание существительного с любыми числительными ( в т.ч. и составным).

- притяжательные местоимения + существительные

Сначала подбираются к заданному местоимению подходящее существительное, потом склоняют конструкцию в целом, особое внимание уделяется словам, оканчивающимся на ь. В определении рода таких слов при затруднении используется вспомогательный прием. Учащиеся слово ставят в родительном падеже по образцу

Стол – парта, стола – карася м.р.
парты – вести ж.р

5. Использование орфографического словарика Грушникова (М, Просвещения, 1981 г.)

- Получают навыки работы со словарной литературой;
- Учатся определять формы слова и родственные слова;
- Используются для составления синтаксических конструкций.

Таким образом, вся система работы словарно-зрительного диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь. Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных орфографических умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ работы с учащимися 4 класса позволяет нам делать следующие выводы:

  • словарно-зрительные диктанты помогли учащимся усвоить важнейшие орфографические понятия, такие, как орфограмма, орфографическое правило;
  • сформированные орфографические умения и навыки помогают безболезненно переходить к фонетике, словообразованию, морфологии;
  • у учащихся повысилась познавательная активность, появилось стремление к поисковой деятельности в работе со справочной литературой (словари);
  • зародились благоприятные условия для формирования культуры умственного труда.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильева М.А., Суворова Г.Ф. Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах. М., Просвещение, 1981.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М. Знание, 1985.
  3. Грушников П.А. Орфографический словарик. М., Просвещение, 1981.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.
  5. Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.
  6. Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
  7. Львов М.Р. Правописание в нчальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
  8. Матвеева А.Н., Васильева Р.Н., Бугаева А.Л. Сборник диктантов для начальных классов. М., Просвещение, 1984.
  9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
  10. Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Я., 1996.
  11. Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
  12. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
  13. Федоров К.Ф. Русский язык. Учебник для 4-го класса якутской школы. Я. Бичик, 1995.

Приложение