Уроки доброты. Почему не нужно равать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу надо соблюдать тишину?

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • изучить правила поведения в природе;
  • познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
  • обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; выработки элементарных эколого-этических норм;
  • воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.

Оборудование: таблицы "Цветы луга", 'Насекомые'', рисунки знаков, обозначающих правила поведения в лесу, плакат "Зеленая страница", рисунок экрана телевизора, шапочки с изображением цветов, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками. Сегодня на уроке продолжим знакомство с окружающим миром. Начнем с проверки знаний. О чем говорили на прошлом уроке?
Проведем графический диктант (на листочках). Вспомним условные обозначения:

  •   – да,
  •   – нет,
  • __  – не знаю.

Утверждения:

  • Туча – это темное облако.
  • Туча состоит из тяжелых капелек воды.
  • Ветер дует, потому что качаются деревья.
  • В радуге оранжевый цвет идет после синего.
  • Радуга состоит из пяти цветов.
  • Ветер – это движущийся воздух.
  • Эхо бывает только в горах.
  • У всех животных есть уши.
  • Звуки издают только живые существа.
  • Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капельки дождя.

Вызванные ученики выполняют задание на доске.

Проверка.

II. Объяснение нового материала.

1. Сообщение целей урока.

Учитель. Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Загадка. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

– Правильно, сегодня с Муравьишкой отправимся в лес, на луг. Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми. А Мудрая черепаха поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; очему в лесу надо соблюдать тишину?
Кроме того, обсудив в группах, мы должны принять решение, как об этом рассказать другим ребятам нашей школы.

Сценка.

Слышится шум. К доске выходит лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит бабочек.

Учитель: Кажется, что-то случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послушаем экстренное сообщение из леса.

Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и животных – лесогуб.

Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.

Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.

Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?

Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.

Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и слушай.

2. Знакомство с цветами леса, луга.

Звучит фонограмма пения птиц, журчания ручья, жужжания насекомых.

Учитель: Мы в лесу. Ребята, что мы услышали в лесу? (Ответы детей)

– А что бы мы увидели, если оказались бы в лесу, на лугу? (Цветы, траву, насекомых)

– Идешь, бывало, в лес по знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы. Послушайте стихотворение, которое прочтет нам Илья.

Что растет?

На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

(Г.Лагздынь)

– Давай пройдемся медленно по лугу
И скажем "здравствуй" каждому цветку...

– Ребята, к нам на урок пришли луговые цветы. Познакомимся с некоторыми из них и запомним их названия.

К доске выходят девочки в шапочках цветов и читают стихи.

Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Так, где травы и цветы.

Клевер:

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "пчелиной кашкою"
Называет наш народ.

Ромашка:

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!

Лютик:

Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветает доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Учитель: Рассмотрите эти цветы. (На доске рисунки всех перечисленных цветов и розы). Видели ли вы их в природе?
– Какой цветок лишний и почему?(Роза – лишний, так как это – садовое растение)
– Прочитайте стихотворение.

На доске:

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы...

(Т. Собакин)

– О чем просит поэт в своем стихотворении? ( Не рвать цветы)
– Почему не надо рвать цветы? (Исчезнут)
– В завершении разговора о цветах выполним задание Муравьишки Вопросика. Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение.

Б – 1
Р – 3
Г – 5
В – 10
Ы – 13
Е – 2
Е – 8
Ц – 9
Е – 4
И – 6
Т – 7
Е – 11
Т – 12
! – 14

(БЕРЕГИТЕ ЦВЕТЫ!)

3. Знакомство с бабочками.

Учитель: Отгадайте, о ком так говорят?

Загадка:

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка)

– Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.

Работа в тетради на печатной основе (с. 40-41)

– Рассмотрите этих бабочек. Прочтем их названия (с.41 внизу)
– Как вы думаете, где на этом рисунке Голубянка? (Сидит на клевере)
– Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета).
– Кто догадался, где бабочка-Лимонница? (Около ромашки).
– Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон).
– Какая бабочка осталась? (Пестрянка).
– Почему ее так назвали? (Пестрянка – пестрая)
– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я думаю, дома вы безошибочно их раскрасите.

4. Проблемная ситуация.

– Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Ребята, почему бабочки и цветы всегда рядом? Послушайте стихотворение Н. Грибачева и ответьте: кто кому оказывает большую услугу?

Ученик:

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

Учитель: Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
– Кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)

III. Физминутка.

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

IV. Работа по учебнику.

– Открыли учебник на с.100-101.

а) Рассмотрим верхний рисунок – это луг. Представьте себе, что на луг пришли дети. (Рисунок ниже). Для дальнейшей работы разделимся на две группы. Каждая группа должна составить рассказ по-своему рисунку (1 гр. – описывает рисунок слева, 2 гр. – рисунок справа.)

Примерные рассказы:

1) Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики. 2) Но вот на луг пришли дети. Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные – стали делать рисунки насекомых и цветов.

– Подумаем и словесно нарисуем, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.

Примерные рассказы:

1) Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.
2) Луг прежний.

б) Рассмотрите рисунок на с.101.

– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
– Что произошло с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
– А что принесли другие ребята с луга? (Фотографии, рисунки)
– Стало ли что-то с цветами, бабочками? (Нет)
– Какой можно сделать вывод из всего сказанного? (В природе нужно соблюдать правила)
– Поговорим еще об одном из них?

в) Рассмотрите рисунок на с.103. Почему лесовичок плачет? Правильно ли ведут себя дети в лесу? Чего они не знают? (Они не знают, как надо вести себя в лесу.) Смогут ли эти ребята узнать секреты природы? Почему?
– Вспомним слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":

"Хочешь услышать – стань... (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).

– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)

– Прочитайте текст в учебнике на с.103 и попробуйте объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину?
– Рассмотрите знак. Дома придумайте свой и нарисуйте в тетради.

V. Работа в группах.

– Сегодня на уроке мы узнали много нового и важного. Хотелось ли вам поделиться этими знаниями с ребятами нашей школы? Подумайте, как можно это сделать? (Рассказать своим друзьям, составить и повесить в фойе школы обращение, чтобы все могли прочитать.)
– Прочитайте и обсудите в группах текст-обращение "Зеленая страница", который составили.
– Расскажите, что вы решили? (Ответственный от каждой группы рассказывает по одному абзацу текста.)
– Молодцы!

VI. Итог урока!

– Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке?(Любить природу и бережно к ней относиться.)

Ученик:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!

– Спасибо за активную работу.

Вручение благодарностей.

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 12 класса, обращаемся ко всем учащимся школы:

  • "Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)
  • Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!
  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.
  • " Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись." (Н.И.Сладков).

Литература:

  1. А.А.Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2003 г.
  2. А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику 1-го класса. Москва "Просвещение" 2003 г.
  3. Т.Я.Шипунова."Экологическое воспитание детей''. Новосибирск 1994 г.