Занятие с педагогами "Что дает учителю информация об эмоциональном состоянии школьника?"

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Эмоции и познавательная деятельность

Положительные эмоции - необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого учителем на уроке. Сам акт восприятия учебной информации в состоянии эмоционального комфорта или даже подъема становится более богатым, объемным, впечатляющим. Переход знаний во внутренний мир личности невозможен без их эмоционального переживания, пристрастного осмысления. Интеллектуальные чувства (удивление, радость открытия, озарения - инсайта, ощущение тайны) являются важной психологической составляющей познавательного интереса. Без их возбуждения на уроке специальными приемами, при излишней рациональности изложения познавательный интерес гаснет, не активизируется. Психологи отмечают, что положительное эмоциональное самочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.

Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, познавательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овладевает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его.

Столь же важны эмоции при познании внутреннего мира другого человека. Только в режиме активного сопереживания, эмоционального отклика учащийся может оценить, понять, вчувствоваться, присоединиться к предлагаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органической частью своего личного опыта, своего мировоззрения.

Таким образом, эмоции - мощный союзник учителя в активизации процессов познания мира, социального опыта общества. Чтобы полностью использовать эмоциональный потенциал учащихся, учителю необходимо систематически отслеживать его при помощи специального эмоционального мониторинга урока.

2. Эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации

Если положительные эмоции школьника стимулируют его познавательные процессы, то отрицательные переживания могут стать подчас трудно преодолимым барьером между учителем и учеником.

  • барьер учебной установки, при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала.
  • барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации “интеллектуальной интервенции” чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.
  • барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед учителем, учебной ситуацией, школой в целом. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.
  • барьер эмоциональной невосприимчивости встречается у некоторых школьников с низкой эмоциональной культурой, не обладающих богатством переживаний, с плоским, примитивным восприятием красок мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно "схватить" учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловых оттенков, сопереживать учителю.
  • барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье ученик приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.
  • барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.

Своевременная диагностика эмоционального самочувствия учащихся поможет учителю предупредить накопление эмоционального дискомфорта, сняв тем самым эмоциональные барьеры между учителем и учеником.

3. Диагностика эмоционального самочувствия школьника. “Настроение на уроке”

  • представлены общие диаграммы “Иду на урок” и “Учитель обратил на меня внимание, разговаривает со мной”;
  • сводные таблицы по классам (6 - 10 классы), методики по отдельным предметам (для индивидуальной консультации).

Настроение учащегося на уроке

Методика нацелена на выявление преобладающего (положительного или отрицательного) эмоционального состояния на конкретном уроке, у конкретного учителя. Ярко выраженные положительные эмоциональны переживания учащегося могут служить значимым мотивационным фактором его учебной деятельности. Использование цветосимволики поможет учащемуся осуществить психологический акт интроспекции (самоанализа), придаст процедуре обследования приятную эмоциональную окраску.

Инструкция. Перед тобой разложены полоски разного цвета с обозначением оттенков настроения. Внимательно вникни в смысл оттенков. На бланке ответов перечислены ситуации на уроке. Подумай, какое настроение характерно для тебя в этих ситуациях на уроках по разным предметам, у разных учителей. Для ответа раскрась (вставь в прорезь) соответствующим цветом-настроением. Можно использовать 2 цвета.

Оттенки настроения

Цвет полоски

Баллы

Я спокоен Зеленый +1
Я удовлетворен Зеленый +1
Я энергичен, собран Зеленый +1
Обычное деловое настроение Зеленый +1
Чувствую себя совершенно свободно Зеленый +1
Мне радостно Красный +2
Подъем настроения Красный +2
Уверен в себе Красный +2
Мне хорошо Красный +2
Мне все равно Серый 0
Не уверен в себе Серый 0
Я напряжен Серый 0
Я погружен в свои мысли Серый 0
Мне скучно Серый 0
Я волнуюсь, настороже Коричневый -1
Я раздражен, испытываю чувство досады Коричневый -1
Чувство страха Черный -2
Мне хочется ударить кулаком по столу, закричать Черный -2

Подсчитывается сумма баллов, набранных учащимися по каждому предмету. В соответствии со шкалой оценок определяется характер преобладающего настроения. Чем больше положительных баллов “набрали” уроки по данному предмету, тем устойчивее и сильнее выражены положительные эмоции.

БЛАНК ОТВЕТА (образец)

Ситуации на уроке

Предметы

Русский язык

Литература

География

Алгебра

Биология

Музыка

Иду на урок            
Слушаю объяснения учителя            
Учитель дал самостоятельную работу (решать задачу, написать сочинение, сделать лабораторную)            
Отвечаю у доски            
Отвечаю с места            
Учитель дал трудную, нестандартную задачу            
Учитель объявляет оценки            
Учитель обратил на меня внимание, разговаривает со мной            
Завтра контрольная            

Пример обработки полученных результатов.

Использованная литература:

Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод. реком. /Урал.Гос.Пед.Ун-т. Екатеринбург, 1997, С.11, 29-31.

Пример обработки полученных данных по методике “настроение на уроке”

Диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке русского языка.

Рисунок 1. Учитель дал трудную, нестандартную задачу.

Рисунок 2. Отвечаю с места.

Рисунок 3. Отвечаю у доски.

Рисунок 4. Учитель объявляет оценки.

Рисунок 5. Учитель обратил на меня внимание, разговаривает со мной.