Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Умение применять навыки, полученные на уроках татарского языка по данной теме, на уроках русского языка. Интернациональное воспитание, основанное на содружестве двух языков.

Ход урока

Гайсина С.И.:

Дмитриева А.Д.: Тукай... Пушкин... Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Гайсина С.И.

Дмитриева А.Д.: Пройдут годы, и к ним будут возвращаться все чаще и чаще. Потому, что и Пушкин, и Тукай отражают национальный дух своего народа. Сегодня мы с гордостью говорим, что Тукай учился у русских поэтов. Подружившись с Пушкиным, он уже не расставался с ним всю жизнь. Вот эту традицию содружества языков продолжим мы на нашем интегрированном уроке русского и татарского языка по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями". Поскольку эта тема изучена вами на уроке татарского языка, цель нашего урока - использование приобретенных знаний на татарском языке при усвоении новой темы по русскому языку.

С.И.:

Дмитриева А.Д. : Записывает слова - перевод :

тесно

Вселенная

Сбереги

Судьба

Гайсина С.И.:

Дмитриева А.Д.: Тема нашего урока - обстоятельство.

  • Что такое обстоятельство?
  • Какое из данных слов может быть обстоятельством?
  • Составьте с ним словосочетание и разберите его.

Гайсина С.И.:

Дмитриева А.Д.: Синтаксический разбор предложений, записанных на крылышках доски (двое учащихся). Наш слад не померкнет на русской земле, (хар-ка предложения и выделение обстоятельства). Класс: померкнет - лексическое значение? Слова - синонимы? (Потухнет, исчезнет, погаснет). Проверка разбора предложений на доске.

- К какому члену предложения всегда относится обстоятельство?

Гайсина С.И.:

Дмитриева А.Д.: Что такое обособленные члены предложения?

Есть ли в данных предложениях обособленные обстоятельства? ( на доске: Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас). Чем они выражены? Работа с учебником. Что вы читали нового?

Гайсина С.И.: Работа в парах (карточки на каждую парту: 7 предложений на русском + 7 предложений на татарском языке).

Дмитриева А.Д: Как вы думаете, какую роль играют обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. И нужно ли стремиться употреблять их в речи?

Гайсина С.И.:

Дмитриева А.Д.: Зачитать несколько работ, подвести итоги урока.

Дмитриева А.Д.: Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно он переводил Пушкина, Лермонтова, Кольцова, а теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты и не только - он переведен на многие языки мира.